Праздничный портал - Фестиваль

Как выглядит 5 месячный ребенок. Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев. Перемещение корпуса как зачатки ползания

В пять месяцев темпы физического развития немного снижаются, но зато всё более активно происходит социальное и эмоциональное развитие малыша.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

59,6-70,4 см.
5,8-9,1 кг.
40,6-45,9 см.
39,3-47,7 см.
59,3-69,9 см.
5,6-8,1 кг.
39,2-45,4 см.
39,4-45,9 см.

Физическое развитие ребенка на пятом месяце

К пятому месяцу жизни ребенок почти вдвое прибавляет в весе по отношению к весу при рождении.

За пятый месяц жизни малыш набирает около 700 грамм, а за весь период от рождения до 5 месяцев 3500 - 3700 грамм.

Рост ребенка за пятый месяц жизни увеличивается на 2-2,5 см, а за весь период на 13-14 см.

Окружность головы за этот месяц увеличивается на 1,5 см, а окружность грудной клетки на 2 см.

На пятом месяце жизни спит малыш уже около 14-16 часов в сутки, при этом длительность ночного сна составляет 9-10 часов.

К пяти месяцам у некоторых малышей начинаются резаться первые зубки, поэтому хорошо держать под рукой игрушки, которые можно погрызть. Также в аптеке можно приобрести специальные средства которые уменьшают боль и воспаление во время прорезывания зубов. Только перед применением обязательно ознакомьтесь с инструкцией, а еще лучше проконсультируйтесь с педиатром.

Нервно-психическое развитие ребенка на пятом месяце

Малыш подрастает, взрослеет, он уже четко знает своих и чужих и сам выбирает к кому пойти на ручки, а к кому нет.

Всё лучше и лучше ребенок начинает различать интонацию голоса, так на ласковое, доброжелательное обращение он начинает улыбаться, а услышав сердитый, грозный голос может расплакаться.

В пять месяцев малыш уже может сидеть при поддержке, но не стоит этим увлекаться, так как мышцы и позвоночник ребенка еще не достаточно окрепли, что может привести к нарушению осанки и проблемам с позвоночником в будущем.

Некоторые малыши пытаются самостоятельно сидеть и вставать, но это у них еще плохо получается, при этом, если ребенка поддерживать под ручки, то он может простоять довольно продолжительное время (3-5 минут).

Дети в пять месяцев уже могут самостоятельно выбирать игрушки. Так, малыш может подолгу трясти погремушкой, рассматривать её и конечно же, тянуть её в рот.

В 5 месяцев малыши могут по долгу гулить и лепетать, им нравиться слушать различные мелодичные звуки, в том числе и те которые они сами издают.

В эмоциональной сфере тоже идет интенсивное развитие, так если внимательно понаблюдать за реакциями малыша, то можно заметить радость, печаль, возбуждение, настороженность, веселье, страх, удивление, недовольство и многие другие проявления чувств.

Малыш подолгу может лежать на животе, опираться на предплечья, рассматривать игрушки и пытается до них дотянуться, всё это подготавливает ребенка к такому важному навыку, как ползание.

В пять месяцев ребенок хорошо переворачивается со спины на живот и с живота на спину.

Громко и задорно смеется.

Что еще умеет ребенок в 5 месяцев? В этом возрасте у малышей появляется интерес к взрослой еде, ребенок может схватить куски с тарелки, потянуть в рот или кинуть на пол. С большим интересом ребенок наблюдает за тем, как ест взрослый и что отправляет себе в рот.

Развитие речи в 5 месяцев

К пяти месяцам ребенок более активно подражает речи взрослого человека. В его лепете появляется всё больше певучих гласных и повторяющихся слогов (ма-мам-мам, ба-ба-ба, ня-ня-ня и другие).

Зрение и слух в 5 месяцев

К 5 месяцам зрение и слух ребенка становятся еще более совершенными. Малыш потихоньку начинает различать цвета, внимательно рассматривает лица, игрушки. Зрительное восприятие образа сочетается с тактильным, так ребенок любит ощупывать лицо мамы, прикасается к глазам, носу, сует пальцы в рот, может подергать за волосы.

В пять месяцев ребенок активно прислушивается к звукам окружающей среды (звонку телефона, звуку работающей бытовой техники) и осмыслено пытается отыскать глазами источник звука.

Если ребенок случайно уронить игрушку, то он начинает искать ее глазами.

К пяти месяцам ребенок учится замечать мелкие предметы и, всё лучше и лучше, следит за движущимися объектами.

Ваш малыш уже узнает свое имя, он поворачивает голову когда Вы его зовете или упоминаете его имя в разговоре.

Уход за ребенком на пятом месяце

Мочеиспускания и опорожнение кишечника становятся более редкими, но это не значит, что нужно пренебрегать гигиеническими процедурами.

Прогулки становятся всё более продолжительнее и малыш принимает в них активное участие, он почти не спит во время прогулки, а наблюдает за всем происходящим во круг.

В пять месяцев для полноценного развития ребенка необходимо ежедневно делать массаж и гимнастику, при чем время процедур увеличивается, а упражнения усложняются.

Питание ребенка в 5 месяцев

Не смотря на то, что ребенок проявляет большой интерес к взрослой пище, до 6 месяцев рекомендуется исключительно грудное вскармливание.

Особенностью этого возраста становится то, что во время кормления ребенок часто отвлекается от груди, конечно, ведь вокруг столько всего интересного.

Грудное молоко или детская молочная смесь - это все, что нужно сейчас Вашему малышу , но если Вам очень хочется ввести в его рацион что-нибудь новенькое, то можете начать с нескольких капелек сока. Как правило, это яблочный сок, лучше использовать свежевыжатый сок. Для этого натрите небольшой кусочек яблока на терке, положите его в марлю и отожмите несколько капелек в чистую ложку. Дайте попробовать малышу и понаблюдайте за его реакцией в течение суток. Если у ребенка нет аллергии и всё в порядке со стулом и животиком, значит малыш хорошо перенес этот новый продукт и постепенно можно увеличивать его количество.

Если Ваш малыш склонен к аллергии или у него часто бывают проблемы с животиком, то с введением новых продуктов не стоит спешить.

Необходимые обследования в 5 месяцев

В пять месяцев, как обычно, необходимо посетить педиатра, чтобы он измерил рост, вес, окружность груди и головы Вашего малыша, а также оценил нервно-психическое развитие малыша.

Никаких дополнительных анализов и обследований в данном возрасте не требуется.

Как играть с ребенком в 5 месяцев?

Во время игр с ребенком важно научить его манипулировать предметами. Выбирайте для игр яркие игрушки.

Играя с ребенком показывайте ему, что можно делать с предметами, например, что мяч можно бросать, катать, подбрасывать; колечки от пирамидки можно нанизывать на пирамидку, а можно их и покатить. Сейчас он не способен повторить все эти действия, он он наблюдает и запоминает.

В пять месяцев у малыша совершенствуется координация рук и развиваются хватательные движения, поэтому полезно располагать игрушки так, чтобы он мог до них дотянутся, при этом приложив для этого небольшое усилие.

Во время прослушивания музыкальных мелодий можно взять малыша на руки и потанцевать с ним, это доставит ему массу удовольствия и радости.

Дети очень любят слушать веселые песенки, потешки и стишки, сидя на коленях у мамы. Особенно занимательны для них стишки с сюрпризом в конце, со временем малыш запомнит, что в конце будет сюрприз и будет заливаться смехом в его предвкушении.

При купании, переодевании малыша называйте части тела, при этом слегка дотрагиваясь до них.

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики и развитию речи.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

В данном возрасте детям особенно нравиться тянуть все в рот. Поэтому необходимо тщательно следить за чистотой игрушек.

Предлагайте ребенку игрушки разные по форме, размеру и весу, из разных материалов. Обратите внимание на качество и безопасность игрушек.

В этом возрасте дети очень любят смотреть в зеркало. Подержите малыша перед зеркалом, пусть он внимательно рассмотрит свое и Ваше отражение.

Малыш уже достаточно большой, и ему нравиться обнаруживать новые интересные предметы, его наверняка заинтересует кукла-неваляшка. Позвольте ему толкнуть ее, понаблюдайте за его реакцией.

Незаменимы для развития ребенка в этом возрасте погремушки, он трясет ими перекладывает из одной руки в другую, хватает и кидает их.

Также необходимы для малыша пирамидка, мяч, кукла-неваляшка и игрушки для ванны.

Радуясь новым достижениям своего малыша не забывайте почаще хвалить его, Ваше признание очень важно для него на данном этапе.

Родители пятимесячного ребенка с удовольствием отмечают, как многому он уже успел научиться в этом возрасте и как быстро растет и развивается их малыш. В 5 месяцев ребенок уже не похож на того беспомощного младенца, которым был совсем недавно, он умеет переворачиваться, уверенно хватает игрушки, громко смеется и даже пробует сам сидеть. Внимательные родители в этом возрасте уделяют внимание не только росто-весовым показателям малыша, но и его навыкам и умениям, ведь именно они демонстрируют степень умственного развития малыша. Итак, что должен уметь ребенок в 5 месяцев?

Физическое развитие

К 5-му месяцу жизни ребенка темпы его роста немного замедляются, прибавка в весе составляет примерно 500-600 гр, рост увеличивается на 1-2 см. К концу пятого месяца вес малыша должен, как минимум, быть в 2 раза больше, чем при рождении, прибавка в росте составляет около 12-15 см , в среднем рост ребенка около 60-75 см.

Начиная с этого месяца, малыш становится все активнее, он уже отказывается спокойно лежать во время бодрствования и старается постоянно что-то делать, играть, общаться или осваивать новые навыки. Ребенок в 5 месяцев должен уметь переворачиваться со спины на живот, крепко хватать и удерживать в руках игрушку или какой-либо другой предмет, а также пытаться садиться с опорой на подушки.

Пятимесячный малыш уверенно держит рукой игрушки, причем противопоставляя пятый палец остальным, тянет в рот любые предметы, попавшие в поле его зрения , любит играть со своими ручками и ножками и начинает «ползать», приподнимает верхнюю часть тела и опираясь на ручки. К концу 5-го месяца многие дети пытаются сесть самостоятельно и очень любят, когда их тянут за ручки, помогая занять нужное положение. Но если ваш ребенок пока не демонстрирует таких умений, огорчаться не стоит – для освоения навыка есть еще целый месяц, большинство детей начинают сидеть после первого полугода жизни.

Также родители должны знать, что в этом возрасте детям нельзя долго сидеть с опорой – ребенок садится самостоятельно только тогда, когда его позвоночник достаточно окрепнет.

Если 5 месячный малыш будет слишком много времени проводить сидя, его неокрепшие кости и суставы под воздействием слишком большой нагрузки могут искривиться и, в результате, у ребенка в будущем разовьется сколиоз или другие заболевания позвоночника. Также запрещено сажать ребенка, не умеющего самостоятельно садиться и сидеть без поддержки, в сидячую коляску, ходунки или любые другие приспособления, в которых позвоночник будет испытывать нагрузку.

Нервно-психическое развитие ребенка

В этом возрасте дети начинают делить людей на «свой — чужой», малыши проявляют бурную радость при виде знакомых лиц, но настороженно относятся к незнакомым людям, которые пытаются взять их на руки, заговорить или просто находятся рядом с ними. Многие родители удивляются и даже пугаются: их недавно такой общительный и улыбчивый ребенок становится «букой» , отказываясь идти на руки к кому бы то ни было и плача при виде незнакомых людей. На самом деле это — демонстрация очень важного этапа в развитии ребенка, он впервые осознает свое место в мире, наполненном другими людьми, и родители должны помочь ему социализироваться и почувствовать себя защищенным. Ни в коем случае нельзя ругать или стыдить малыша за такое поведение или, тем более, насильно заставлять его идти «на ручки» или «общаться» с людьми, которых ребенок редко видит и не признает «за своих». Такое поведение может стать источником сильных негативных переживаний у ребенка, и он потеряет безоговорочное доверие к родителям. К тому же, чрезмерная доверчивость ребенка – не самое лучшее качество в современном мире, а если такое инстинктивное поведение будет успешно подавлено родителями, через несколько лет объяснить подросшему малышу, почему нельзя открывать чужим двери или уходить с ними, будет гораздо сложнее.

В 5 месяцев дети начинают произносить первые слоги – «ма, «ба», «па», несказанно радуя этим своих родителей, постоянно гулят, «поют», смеются. В этом возрасте дети пытаются повторять движения родителей, хорошо различают интонации голоса, могут начать плакать или смеяться «за компанию» с окружающими. Пятимесячные дети могут уже подолгу заниматься новыми игрушками или рассматривать яркие картинки, особенно в этом возрасте им нравится хватание и изучение предметов не только на ощупь, но и на вкус.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

В 5 месяцев ребенок обычно уже может:

  • приподнимать верхнюю половину туловища, садиться при поддержке;
  • уверенно хватать игрушку, рассматривать ее и тянуть в рот, а также толкать, раскачивать, вертеть и удерживать заинтересовавшие его предметы;
  • стоять несколько минут на ногах, если его придерживать и поддерживать;
  • переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • пытаться ползти с опорой на ноги;
  • узнавать родителей и других взрослых по голосу;
  • лежа на спине, поднимать и сгибать ножки и ручки, в этом возрасте некоторые дети могут сосать пальчики не только на руках, но и на ногах;
  • издавать певучие звуки, гулить, лепетать и произносить слоги;
  • обращать свое внимание на все происходящее вокруг, ребенок активно интересуется всем – он осматривается, гулит, лепечет, привлекая внимание взрослых. Радуется при виде знакомого лица, оживляется, когда видит маму, папу или других родственников, пытается направить взрослых, держащих его на руках, к заинтересовавшему его предмету, «рулит», а получив желаемое, бурно радуется и приступает к изучению новой игрушки или предмета домашнего обихода.

Тревожные признаки

В возрасте 5 месяцев дети должны быть активными, шумными и энергичными, родителям малыша стоит начать беспокоиться и обратиться за консультацией к специалисту, если их ребенок.

Пятимесячный малыш продолжает интенсивно развиваться, успешно совершенствуя полученные ранее навыки и приобретая новые. Он все больше увлечен изучением окружающего мира. Задача родителей в этом возрасте – активно помогать физическому и психологическому развитию ребенка.

Физиология ребенка в 5 месяцев – рост и вес малыша

К концу 5 месяца ребенок должен набрать до 700 грамм и вырасти на пару сантиметров.
Средние показатели малыша:


малыша совершенствуются с каждым днем, задача родителей внимательно наблюдать за ребенком и в случае отклонений обращаться к врачу.
Зрение Малыш на длительное время фокусирует взгляд на заинтересовавшем его предмете. Если водить им в разные стороны, кроха уверенно следит за ним взглядом.

Как развивать: Для развития глазных мышц полезно, держа яркую игрушку на расстоянии 35-40 см от глаз ребенка, несколько раз медленно провести ей из стороны в сторону и вверх – вниз, чтобы малыш провожал ее взглядом.

Слух ребенка Малыш без проблем определяет источник звука и реагирует на него. Он выражает недовольство, если звук ему не понравился и радостно улыбается, когда слышит приятные интонации.

Проверка: Для проверки слуха нужно встать на расстоянии 5 метров от малыша, негромко позвать его или хлопнуть в ладоши. Ребенок с нормальным слухом повернет голову в вашу сторону и поприветствует радостной улыбкой.

Помните, что самым любимым звуком для малыша является голос мамы.

Новые звуки Кроха быстро пополняет свой звуковой запас и постоянно что-то лепечет. У него формируется способность использования речи как средства коммуникации.

Вывод: То есть звуки, которые он издает, имеют эмоциональную окраску. Малыш посредством звуков показывает, что ему хорошо или плохо, весело или грустно.

Потребность во сне Суточная продолжительность сна пятимесячного ребенка составляет от 14 до 16 часов, на ночное время приходится его большая часть – до 10 часов.

В 5 месяцев ребенок спит днем по 2-3 раза, в зависимости от физиологических потребностей.

Режутся зубки У многих детей уже к концу 4 месяца начинают резаться зубки. Дети достаточно тяжело переносят этот процесс. Малыш плохо спит, капризничает, теряет аппетит. Прорезывание зубов сопровождается высокой температурой.

Двигательная активность и навыки малыша в пять месяцев

В 5 месяцев двигательная активность ребенка заметно возрастает, так как исчезают последние проявления гипертонуса мышц. Малыш уже не лежит в кроватке, спокойно разглядывая игрушки. Он успешно поворачивается на живот, поднимает и держит головку, опираясь на ручки. Лежа на спине, пытается сесть, усердно отрывая спину от кровати.

Подвижность ребенка способствует укреплению всех мышц малыша. Движения крохи становятся целенаправленными, заметно улучшается координация, руки, ноги и шея движутся согласованно, подчиняясь одной цели. Если разложить вокруг крохи игрушки, он, пытаясь их достать, учится ползать.

Ребенок становится достаточно гибким. Упираясь головкой и ножками в поверхность кроватки, он, выгибается дугой, практически делая «мостик». Кроха легко может засунуть палец ноги себе в ротик.

В этот период любимым увлечением ребенка является бросание предметов. Кроха старательно собирает игрушки и выбрасывает их из кроватки. Через такие занятия проходят все детки, так что не стоит ругать их.

Нормально развивающийся ребенок, приближаясь к полугоду, должен уметь:

  • Самостоятельно переворачиваться на животик и обратно.
  • Лежа на животе вытягивать ножки и ручки, делая «ласточку», прогибаться и хорошо держать голову.
  • Поддерживать мамину грудь во время кормления , а детки на искусственном вскармливании – держать бутылочку самостоятельно.
  • Без проблем запихивать в рот и сосать пальчики ног .

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев

Ребенок активно познает мир и очень доволен, когда это происходит вместе с мамой или другими близкими ему людьми. Для полноценного развития нужно уделять достаточно времени для удовлетворения познавательных потребностей малыша.

Тактильные ощущения и мелкая моторика

Малыш должен получать различные ощущения путем прикосновения к разным предметам. Все свои игрушки он уже знает, пора расширять круг знакомств.

Что нужно:

  • Походите с ребенком по комнатам, давая ему потрогать мебель, шторы, холодильник и другие предметы (мягкие и твердые, шершавые и гладкие, холодные и теплые). Попутно называйте их и объясняйте их свойства.
  • Для развития мелкой моторики сшейте несколько мешочков, насыпьте в них разную крупу, фасоль и горох. Малыш будет перебирать их ручками с не меньшим удовольствием, чем игрушки.
  • Обратите внимание, как ваш малыш захватывает предметы . В 5 месяцев мячик или шарик ребенок должен брать растопыренными пальчиками, палочку или карандаш – всей ладошкой, а веревочку – кончиками пальцев.
Малыш и музыка Музыка с раннего возраста воздействует на духовный мир и интеллект ребенка . Она помогает расслабиться, может развеселить ребенка и разрядить эмоциональную напряженность.

Кроме музыки, малышу полезно слушать песенки , которые напевает мама. Это могут быть не только колыбельные, а песни на все случаи жизни, к примеру, когда кроха гулит и что-то лопочет, подпойте ему:

Поет, поет соловушка

Поет, поет молоденький

Молоденький, хорошенький

Хорошенький, пригоженький!

Для любой мамы не составит труда найти и заучить несколько потешек, стишков или песен.

Знакомство с книжками Хорошая книжка с яркими иллюстрациями прекрасно удовлетворяет потребности ребенка в познании нового . Просматривание книжек вместе с мамой и ее пояснениями к картинкам способствует речевому развитию, расширяет мировоззрение и образное мышление, благотворно влияет на интеллект малыша.
Познавательные экскурсии Во время прогулок ребенка уже не устраивает простое лежание в коляске. Ему интересно рассмотреть все, что находится вокруг него, определить откуда исходят те или иные звуки . Дайте возможность прикоснуться к заинтересовавшим кроху предметам. Во время прогулок больше разговаривайте с малышом, рассказывая ему обо всем, что он видит вокруг.

Дальнейшее развитие речевых навыков

В 5-ти месячном возрасте происходит становление речи ребенка. Он не только произносит отдельные звуки, но и пытается имитировать вашу интонацию.

Самое важное в формировании речевых навыков заключается в том, что ребенок должен научиться понимать речь взрослых , а не воспринимать ее как простой набор звуков. Разговаривать с малышом нужно неторопливо и четко, сопровождая слова действиями.

К примеру, покачивая малыша на руках или качелях, комментируйте движение ребенка : «Вверх – вниз, вверх – вниз». Пока еще кроха не способен понять смысл сказанного, но усвоить, что движения в противоположные стороны обозначаются разными словами, он может.

Используйте в своей речи больше простых для восприятия крохи слов . К примеру, кукла – Ляля, кошечка – мяу, бабушка – баба. Такие звуки малышу легче повторить.

Питание ребенка в 5 месяцев

Рацион детей в пятимесячном возрасте мало чем отличается от питания ребенка в 4 месяца. Оптимальным продуктом для малыша все так же остается грудное молоко. Так как желудочек малыша подрастает вместе с ним, за 1 раз он съедает больший объем пищи. В связи с этим сокращается количество кормлений.

На 6-м месяце жизни малышу достаточно принимать пищу 5 раз в день.

  • Независимо от того, на каком вскармливании – грудном или искусственном находится малыш, ему необходимо введение .
  • Если вы не начали делать этого раньше , в 5 месяцев обязательно нужно добавлять в рацион ребенка новые продукты.
  • За одно кормление малышу нужно давать попробовать только один какой-нибудь продукт.
  • К полугодовалому возрасту в рационе малыша должны присутствовать овощные и фруктовые смеси, кисломолочные продукты, каши, соки и компоты.
  • Начинать прикорм нужно с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

При этом нужно обязательно отслеживать аллергические реакции ребенка на тот или иной продукт.

Упражнения в помощь физическому развитию ребенка в 5 месяцев

Физические упражнения и массаж играют важную роль в развитии ребенка, помогаю крохе расти здоровым и сильным. Утром и вечером перед купанием нужно уделять несколько минут массажу и гимнастике. Кроме этого, ежедневно нужно выполнять ряд физических упражнений, которые укрепляют мышцы и помогают освоить новые навыки.

Укрепляем пресс Малыша прижимают к с своему телу , одной рукой держа его за ножки выше колен, а второй – чуть ниже животика.

В таком положении малыш может сгибать и разгибать свое тельце, «качая» пресс и укрепляя мышцы.

Учимся ползать Чаще опускайте малыша на пол , раскладывая в небольшом отдалении игрушки. В 5 месяцев дети должны освоить ползание.

Вначале ножки малыша будут проскальзывать , но постепенно малыш справится с заданием.

Учимся стоять на четвереньках По-настоящему малыш начнет ползать , когда встанет на четвереньки. Если он приподнимает попу, пытаясь ползти, нужно приподнять его за животик, так чтобы ручки выпрямились, и он мог опереться на ладошки.

Первое время малыш будет падать через несколько секунд, но после тренировок у него все получится.

Подтягиваемся

Берите малыша за ручки , когда он лежит на спине. Потягивайте малыша на себя вначале до , а в дальнейшем и полностью поднимайте ребенка. Такие упражнения должны входить в состав утренней и вечерней гимнастики.

В дальнейшем ребенку дают в руки гладкую палочку или кольца, за которые и подтягивают его.

Развиваем вестибулярный аппарат Поднимайте малыша в воздух , совершая «полеты» по комнате, раскачивайте его, положив его на свои ноги. Хорошо развивают вестибулярный аппарат упражнения на фитболе (качание из стороны в сторону, круговые повороты, наклоны).

Уделяйте своему малышу как можно больше времени, ведь только забота и любовь близких людей помогает разностороннему развитию ребенка.

В 5 месяцев любимая поза ребенка – лежа на животе. Он хорошо держит головку и в таком положении прекрасно обозревает окружающий мир. В десять раз радостней малышу, когда взрослые берут его на руки, он обожает «ходить» по дому с папой или мамой, ведь так можно заглянуть в самые дальние уголки и разглядеть все предметы обстановки. К этому возрасту малыш вполне самостоятельно справляется с различными игрушками: бросает их, переворачивает, обязательно «пробует на вкус», внимательно рассматривает, перекладывает из руки в руку.

В 5 месяцев активность ребенка возрастает в разы, он чувствует себя настоящим первооткрывателем. Задача родителей – помочь крохе увидеть и почувствовать окружающий мир, адаптироваться к нему

Расширение двигательных навыков

К 5 месяцам значительно расширяются двигательные способности ребенка. Кроха уже не лежит спокойно на спинке или животике, не пытается просто приподнять голову, он начинает познавать свое тело и его возможности. Рассмотрим основные позиции в положении лежа:

  • Балансировка на животике. Великолепно освоив «лежку» на животе, ребенок идет дальше. Младенец расширяет амплитуду движений рук и ног, а не просто опирается на предплечья, в его арсенале появляется фигура «лодочка»: ребенок приподнимает вверх согнутые ножки и ручки, балансируя на животике. Новое упражнение помогает развитию мышечного аппарата.
  • Малыш начинает делать толкательно-разгибательные движения, готовясь к ползанию. Если к 5 месяцам малыш еще не может балансировать на животе, это не означает отставании в развитии моторики рук и ног. Ребенок еще не умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, но в моменты повышенной активности он может сделать это случайно. Такие случайные перевороты могут привести к падению с высоты – в этом возрасте не оставляйте кроху без присмотра ни на минуту. Начните обучать малыша пассивному переворачиванию: покажите ребенку игрушку, отведя ее вверх над головой, постепенно отводите руку с игрушкой за спину крохи. Следя за вашим движением и за игрушкой, малыш повернет голову и корпус, совершив переход со спины на живот.

Развивающие игры, помогающие малышу улучшать координацию движений, очень помогут в будущем, когда маленькому человечку придется учиться ходить. Они не должны быть утомительными или сложными – лучше делать упор на разнообразие и интерес.

  • Голова в вертикальном положении. В 5 месяцев вертикальное положение головы полностью закреплено. Ребенок ровно держит голову и лежа на животе, и сидя на руках мамы (рекомендуем прочитать: ). При подъеме со спины за ручки голова не запрокидывается, она сохраняет прямое положение в одну линию с шеей и позвоночником.
  • Положение сидя. 5 месячный ребенок не умеет садиться самостоятельно (см. также: ). Родителям не стоит опережать время и учить его это делать. Вы можете усадить малыша для того чтобы понаблюдать за некоторыми движениями. Посадите кроху на коврик, поддерживая за плечи, и слегка разведите плечи в сторону. Удерживая ребенка в такой позиции, наклоните его влево и вправо, обратите внимание на положение головы. Если голова держится ровно, не движется в сторону наклона, – это огромное достижение. Не отпускайте руку ребенка при наклоне, кроха еще не сможет использовать ее в качестве опоры и упадет. Этот прием ребенок освоит позже. О том, как и когда высаживать ребенка, можно узнать на видео, где доктор Комаровский красочно об этом рассказывает (см. также: ).

Дополняющие навыки

  • Совершенствуем координацию «глаза-руки». Научившись к концу 4 месяцев захватывать игрушки или какие-нибудь предметы, в 5 месяцев ребенок должен закрепить навык. Возьмите небольшую, около 3 см, игрушку в ярком цвете, покажите ее ребенку, держа в 30 см от его лица. Теперь посмотрите на реакцию малыша: он должен ненадолго сконцентрировать внимание на показанном предмете, затем потянуться за ним одной или двумя ручками. Все эти действия говорят об осмысленном поведении крохи. Не всегда младенец станет хватать предмет, он может просто дотронуться до него, но это важно.
  • Подготовка к ползанию. В положение «лежа на животе» малыш уже пробует ползковые движения. Опирается грудничок на предплечья, потому что еще не готов стать на четвереньки. Положите перед крохой любимую игрушку, она сыграет роль привлекательного стимула чтобы двинуться вперед и взять игрушку.
  • Выпрямляем ноги при опоре на них. Очень полезное упражнение: приподнимите малыша за подмышки, поставьте его вертикально, чтобы он опирался на стопы. Кроха не сможет стать на всю стопу, но будет опираться на кончики пальцев.


Подготовка к полноценному ползанию – важный этап в этом периоде развития. Для поощрения малыша маме следует использовать специальные упражнения, развивающие игры

Окружающий мир и его восприятие ребенком

Эмоции ребенка – это его реакция на окружающий мир. Они показывают его отношение ко всему, что происходит вокруг маленького человечка. Грудничок воспринимает мир с помощью зрения, слуха и тактильных ощущений. Выглядит это так:

  • Развитие эмоциональной сферы. Как и моторика, эмоции проявляются у ребенка постепенно. В первый месяц малыш морщится, плачет, строит рожицы неосознанно, реагируя на органические процессы внутри него. В пять месяцев малыш готов к проявлению эмоций как правильной реакции на социальные факторы – он реагирует на ситуации вокруг него. Особенно эмоционально малыш воспринимает общение с близкими людьми. Эмоции и движения в этот период очень тесно связаны между собой.
  • Тестируем слух. Всех грудничков можно отнести к аудиалам. Они живут в мире звуков и через шум, звон, голос, музыку, тембр, интонацию оценивают его, однако в грудном возрасте закладывается основной канал, по которому человек в дальнейшем будет воспринимать этот мир. Для проверки слуховой реакции ребенка можно провести простой тест. Выложите малыша на спину, встаньте за его головой и пошуршите листом бумаги сначала возле правого уха, потом возле левого. Кроха должен поворачивать голову, следуя за источником шума. К пяти месяцам он уже хорошо реагирует на музыку, звонки в дверь, шум пылесоса и других бытовых приборов.
  • Тактильные ощущения. Подросший малыш уже умеет сравнивать игрушки, он отличает их поверхность, ощущая, твердая она или мягкая, пушистая или гладкая. Для тренировки тактильных ощущений в игрушечном арсенале ребенка соберите игрушки разной формы из различных материалов. Кроме того, кроха распознает температуру предметов и отвечает смехом на щекотание.

Независимо от того, кто у вас, мальчик или девочка, развиваются дети в одном темпе. Половой признак не влияет на эмоции, моторику, слух или зрения. Все, что делает грудничок в этом возрасте, связано с его врожденным темпераментом и телосложением.

Новые звуки в речевом запасе

Пятимесячный малыш еще не лепечет, но уже освоил артикуляцию звуков, неуклонно ее расширяет. Появление новых звуков ведет к развитию речевых навыков. Что может произносить ребенок к пяти месяцам:

  • Ребенок активно воспроизводит гласные звуки: «и», «а», «э», «у», «ы», «о».
  • Уже появляются и согласные: «г/к/х», «д/т», «с/з», «м», «б/п», «в/ф».
  • В голосе проявляется интонационная окраска. Ребенок голосом выказывает свои эмоции, выражает радость и тревогу, восторг и беспокойство.
  • Формируются слоговые цепочки, состоящие из таких слогов: «ма-ма», «ба-ба», «дай-дай», «ме-ме», «да-да», «мем-мем».

Малыш активно растет и развивается, улучшаются его двигательные навыки и другие умения. Хорошо координирует свои движения, ручки ловко захватывают предметы, тянут и толкают их, увеличивается амплитуда движений ножками. Больше всего малыш любит все хватать.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди - на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2–2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток - это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Показатели ребенка от 4 до 5 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

62.15-63.79 см

6.550-6.875 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Каковы двигательные умения малыша в этот период?

Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.


Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.

Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, - обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа.

Несколько слов о кормлении ребенка

В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре.

Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три недели).

Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца — не редкость.


Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, - возможно, у крохи режутся зубы . Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей - помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди.

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар ». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша - манеж

Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Похожие публикации