Праздничный портал - Фестиваль

Что такое вп в вязании крючком. Азбука вязания крючком. Изнаночный рельефный столбик

Для того чтобы легче было разбираться в схемах, и кратко объяснять и излагать приёмы вязания — люди придумали условные обозначения вязания крючком. Мы надеемся, что наши схемы и условные обозначения приёмов вязания крючком помогут вам в работе.

С чего началось вязание крючком? Считается, что этот вид работы появился впервые в XIX веке. Первые вязальные крючки были примитивными гнутыми иглами. Крючки были дешёвые, в пробковых ручках - для бедных вышивальщиц и дорогие стальные, серебряные, из слоновой кости - для богатых дам.

Вязание делится на следующие виды: простое с помощью короткого крючка, вилочное (с применением крючка и вилки), ирландское кружево (гипюр). Полотно, вязанное крючком, отличается особенным переплетением ниток, маленьким растяжением и плотностью. Эти свойства вязания позволяют нам применять не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки. Узоры вязания крючком — это разные сочетания петель и столбиков. Хочется надеется, что эти уроки с описанием, в схемах, облегчат ваш труд.


Условные обозначения вязания

Основанием или первым рядом любого изделия служит цепочка из воздушных петель. Чтобы цепочка не стягивала полотно, её нужно вязать посвободнее. Схему читаем снизу вверх. Обычно нечётные ряды читаются справа налево, а чётные - слева направо. Во многих случаях направление вязания показано стрелками.

Основные элементы вязания крючком - это воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Другие элементы — их производные.

Узоры состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков.

Там есть такое обозначение РССН (рельефный столбик с накидом). Поступило несколько вопросов по этому поводу.

Вот описание.

КАК ВЯЖЕТСЯ СТОЛБИК С НАКИДОМ (ССН)

Сделать цепочку из воздушных петель. Чтобы количество вывязанных столбиков с накидом соответствовало количеству набранных воздушных петель, нужно связать дополнительно еще две воздушные петли. Накинуть нить на крючок, образуя накид. Ввести крючок в четвертую петлю от крючка.

Захватить нить крючком и вытянуть петлю. На крючке — три петли.

Захватить нить и протянуть ее через первые две петли от головки крючка. На крючке останется две петли.

Захватить нить и протянуть ее через оставшиеся две петли. Столбик с накидом готов.

Сделать накид, ввести крючок в следующую от столбика воздушную петлю цепочки.

Продолжить вязание столбиков как описано выше до конца петель цепочки. Для выполнения следующего ряда — повернуть работу, сделать три воздушные петли для подъема.

Пропустить первый столбик с накидом нижнего ряда, провязать столбик с накидом из петли второго столбика нижнего ряда, вводя крючок под обе стенки петли. Продолжать вязать столбики в каждую петлю столбика предыдущего ряда до конца ряда. Последний столбик ряда вывязать из воздушных петель подъема предыдущего ряда.

Повторяйте эти шаги в начале и конце каждого ряда столбиков с накидами, чтобы получилось ровное по ширине полотно.

КАК ВЯЖЕТСЯ РЕЛЬЕФНЫЙ СТОЛБИК С НАКИДОМ (РССН)

ЛИЦЕВОЙ РЕЛЬЕФНЫЙ СТОЛБИК

Его обозначение на схемах

Связать цепочку из воздушных петель. Провязать один ряд столбиками с накидом. Связать несколько столбиков с накидом во втором ряду.

Сделать накид, ввести крючок вокруг ножки столбика нижнего ряда, как показано на рисунке. Захватить нить и вытянуть ее из под ножки столбика.

Захватить нить и протянуть ее через первые две петли (вытянутую петлю и накид). На крючке останется две петли.

Захватить нить и еще раз протянуть через две петли на крючке.

Лицевой рельефный столбик готов.

Иначе такой столбик называют «выпуклым» или связанным «перед работой». Как видно, от обычного столбика с накидом он отличается только местом вкалывания крючка. Лицевой рельефный столбик на пару со своим антиподом — изнаночными столбиками используется для вязания крючком резинок, различных рельефных узоров.

ИЗНАНОЧНЫЙ РЕЛЬЕФНЫЙ СТОЛБИК

Его обозначение на схемах

Связать цепочку из воздушных петель. Провязать один ряд столбиками с накидом Связать несколько столбиков с накидом во втором ряду.

Сделать накид, ввести крючок сзади наперед, обводя вокруг ножки следующего столбика как показано стрелкой на рисунке.

Захватить и вытянуть нить, протаскивая ее через ножку столбика.

Захватить нить еще раз и протянуть через первые две петли на крючке.

Захватить нить и протянуть через две петли на крючке.

Изнаночный рельефный (вогнутый) столбик готов.

Такие столбики также называют связанными «за работой». Как видно, от обычного столбика с накидом он отличается только местом вкалывания крючка. Изнаночный рельефный столбик на пару с лицевыми столбиками используется для вязания крючком резинок, различных рельефных узоров.

Читатель сайта Сами-с-руками, Юлия, просила помочь научиться читать схемы вязания крючком. С превеликим удовольствием я решила помочь в этом деле. Вязать крючком, руководствуясь схемами очень просто и быстро. Это только с виду они кажутся зловещими 🙂 поверьте, это не так!

Перед тем как мы приступим к разбору одной из схем, которые я опробовала на себе приведу несколько простых правил, знание которых поможет нам с легкостью читать схемы вязания.

Правила чтения схем по вязанию крючком:

Во-первых, мы должны знать условные обозначения петель, зачастую это общепринятые знаки, но могут быть несущественные отличия, во всяком случае, в любом журнале или книге, они приводятся сразу после описания, или собраны все вместе в конце издания.

Во-вторых, прочтение схем начинается снизу, направление обычно идет прямыми и обратными рядами, для удобства ряды нумеруются и указывается направление вязание. Начинаем вязание первого ряда справа налево.

В-третьих, в схеме может быть рапорт - повторяющаяся часть узора. Обычно он заключен звездочками или стрелочками начала и конца. Вязание начинается с петель до рапорта, затем провязывается сам рапорт с таким количеством повтором, которые необходимы для ширины вашего изделия; заканчивается рапорт петлями после него.

В-четвертых, переход с одного ряда на другой обозначается петлей перехода, обычно этой петлей служит - воздушная петля, их необходимое количество всегда указано на схеме.

Преступим теперь непосредственно к разбору схемы вязания крючком. В качестве примера я взяла схему из японского журнала, которая стала основой вязания вот такой :

Представленный узор вяжется в прямом и обратном направлении, ряды пронумерованы, также указано направление вязания. Перед началом каждого ряда мы выполняем воздушные петли подъема, которые показывают нам высоту рядов данного узора.

Изучим основные обозначения петель для этой схемы. Основные элементы:

  • воздушная петля (ВП);
  • столбик с одним накидом (СН);
  • столбик с 2-мя накидами (С2Н);
  • пышный столбик (ПшС);
  • столбик без накида (СБН).

Как выполняются эти элементы указано на рисунках ниже соответственно.




Переворачиваем вязание начинаем вязать нулевой ряд, я назвала его так потому, что на схеме от чего-то он не пронумерован.

В 8 от крючка петлю цепочки вяжем * ПшС, ВП, ПшС. Пропускаем 2 ВП и в третью вяжем СН, 3 ВП, СН. Пропускаем 2 ВП и в третью вяжем ПшС, ВП, ПшС. Пропускаем 3 ВП, в четвертую провязываем СН.* Пропускаем 3 ВП повторяем вязание от * до *.

Ряд закончен. Разворачиваем вязание, теперь у нас начинаются пронумерованные ряды.

1 ряд: 3 ВП подъема, ПшС, * {С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н} - вывязываем из арки из трех ВП, {ПшС, 1 ВП, ПшС} вывязываем из СН предыдущего ряда *, повторяем от * до *; из последней ВП подъема предыдущего ряда вывязываем ПшС и 1 СН.

Делаем 3 ВП подъема, которые являются началом предыдущего ряда, переворачиваем вязание.

2 ряд: ПшС, *2 ВП, СБН, в 1-ую ВП веера предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую ВП веера предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 3-юю ВП веера предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 4-ую ВП веера предыдущего ряда, 2 ВП,* {ПшС, ВП, ПшС} из ВП веера из 2 ПшС предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, ПшС, СН.

3 ряд: ВП, ПшС, 2ВП,*2 ВП, СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 3-юю арку из 3 ВП предыдущего ряда, 2 ВП*, {ПшС, ВП, ПшС, ВП, ПшС} из ВП веера предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, {ПшС, ВП, СН} - из последней ВП подъема предыдущего ряда.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

4 ряд: {ПшС, ВП, ПшС} - из 1-ой ВП предыдущего ряда, 2 ВП, *СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 2 ВП*, {ПшС, ВП, ПшС, ВП} - 2 раза в воздушные петли веера предыдущего ряда, заканчиваем двумя ВП, вяжем от * до *, {ПшС, ВП, ПшС, СН} - из последней ВП веера предыдущего ряда.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

5 ряд: ВП, СН из СН предыдущего ряда, {ПшС, ВП, ПшС} - из 1-ой ВП предыдущего ряда, СН вывязываем из арки с 3 ВП предыдущего ряда, {ПшС, ВП, ПшС} из первой ВП веера предыдущего ряда, {СН, 3 ВП, СН} - из второй ВП веера предыдущего ряда, {ПшС, ВП, ПшС} из 3-ей ВП веера предыдущего ряда, СН вывязываем из второй арки с 3 ВП предыдущего ряда, {ПшС, ВП, ПшС} из первой ВП веера предыдущего ряда, {СН, ВП, СН} - из последней ВП подъема предыдущего ряда.

Ряд закончен, делаем 4 ВП подъема, поворачиваем вязание.

6 ряд: ВП, {С2Н, ВП, С2Н} - из первой ВП предыдущего ряда, {ПшС, ВП, ПшС} - из СН предыдущего ряда, далее из арки из трех ВП предыдущего ряда провязываем 5 С2Н чередуя их ВП, закончить должны С2Н, {ПшС, ВП, ПшС} - из СН предыдущего ряда, С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н.

7 ряд: 2 ВП, СБН в 1-ую ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую ВП веера предыдущего ряда, *2 ВП, {ПшС, ВП, ПшС} - из ВП веера предыдущего ряда, 2 ВП, СБН в 1-ую ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую ВП веера предыдущего ряда,* 3 ВП, СБН в 3-ю ВП веера предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, 1 ВП, полустолбик.

Ряд закончен, делаем 1 ВП подъема, поворачиваем вязание.

8 ряд: СБН в полустолбик предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 1-ую арку предыдущего ряда, *2 ВП, {ПшС, ВП, ПшС, ВП, ПшС} из ВП между пышными столбиками предыдущего ряда, 2 ВП, СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда,* 3 ВП, СБН в 3-ю арку из 3 ВП веера предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *.

Ряд закончен, делаем 2 ВП подъема, поворачиваем вязание.

9 ряд: 2 ВП, СБН в 1 арку из 3 ВП, *2 ВП, {ПшС, ВП, ПшС, ВП} - 2 раза в воздушные петли веера предыдущего ряда, заканчиваем двумя ВП, вместо 1 ВП, СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда*, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, ВП, СН.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

10 ряд: * {ПшС, 1 ВП, ПшС} - из 1-ой ВП веера предыдущего ряда, {СН, 3 ВП, СН} из 2-ой ВП веера предыдущего ряда, {ПшС, ВП, ПшС} из 3-ей ВП веера предыдущего ряда, СН из арки с 3-мя ВП предыдущего ряда*, повторяем вязание от * до *.

Ряд закончен. Продолжаем вязание до нужной нам длины повторяя ряды с 1 по 10.

Надеюсь этот мастер-класс по чтению схемы вязания крючком оказался Вам полезным. Умение читать схемы вязания крючком намного облегчает весь процесс, я бы даже сказала что убыстряет, после повторения рапортов, рисунок как бы отпечатывается у вас в голове, и вы с легостью и быстротой повторяете петельки, не задумываясь.

Спрашивайте, если будет что-то непонятно.

Рассмотрим условные обозначения, которые могут вам встретиться в описаниях амигуруми.

Буквенное
обозначение в описании
Значение Условное обозначение в схемах

ВП

воздушная петля

o или 0

СС

соединительный столбик

или

СБН

столбик без накида

Или ×

ССН

столбик с накидом

СС2Н

столбик с двумя накидами
прибавка

убавка

Встречаются 3 варианта описания техники вязки игрушек - амигуруми:

1. Словесное описание с использованием аббревиатур , которое может быть представлено также в виде таблицы с тремя колонками (номер ряда, описание, итоговое число петель). Именно в таком формате вы чаще всего встретите схемы амигуруми на сайте .

Пример:

0 ряд Делаем кольцо амигуруми и набираем цепочку из 2 ВП.
1 ряд 6 СБН во вторую от крючка ВП
2 ряд 1 П повторить 6 раз
3 ряд (1 СБН, 1 П) повторить 6 раз

Читаем следующим образом:

Делаем кольцо амигуруми (см. ) и стандартным образом вывязываем 6 СБН во первую сделанную петлю (2-ую от крючка). При этом вторая петля является ВП подъема на новый ряд. После того, как 6 СБН связаны затягиваем кольцо за свободный конец нити, так чтобы дырочка в центре полностью закрылась и заканчиваем круг соединительным столбиком.

Сделав петлю подъема на новый ряд (2-ой) провязываем в каждую петлю предыдущего ряда 6 прибавок (по два столбика в каждую петлю). Цифра означает, что в результате ряд образовал 12 петель (т.к. во 2-м ряду было связано 12 столбиков).

Завершив ряд с помощью СС и сделав 1 ВП подъема, начинаем вязать 3-й ряд. Поочередно провязываем 1 СБН, затем 1 прибавку, затем снова 1 СБН и т.д. Повторять сочетание (1 СБН, 1 П) нужно шесть раз. После чего снова завершить ряд СС. Каждая прибавка образует две петли, каждый СБН - одну. Итого петель в третьем ряду 18 (=6*2+6).

Комбинация для повторения может быть заключена как в круглые скобки (...), так и в звездочки *...*

2. Схема.


Схема является самым наглядным и универсальным способом описания вязки игрушки. При наличии схемы и навыков по её чтению нет необходимости в описании и таблицах.

Поэтому рассмотрим основные нюансы чтения схем.

Все обозначения (за исключением японских иероглифов, конечно же) описаны в таблице выше.

На схеме изображена 1 из деталей амигуруми - голова. Используется нестандартная схема вязки с овальным (не круглым, как бывает чаще) началом и неравномерными прибавками и убавками. Именно поэтому в данном случае без схемы просто не обойтись! Таблица, которая сопровождает схему (она приведена ниже) не дает нам информации о том в каком месте нужно делать П и У.
На любой схеме всегда подписаны номера рядов, в кружочках, в данном случае 1-16. причем схема разбита на 2 части. Начало детали снизу (ряды 1-11), продолжение - сверху (12-16).

Каждый ряд начинается символом 0 (ВП подъема) и заканчивается жирной точкой, т.е. соединительным столбиком. Как правило, круговое вязание исполняется именно так. Однако, есть вариант вязать по спирали. В таком случае не будет четкого начала и конца ряда, ВП подъема и СС в конце ряда не провязываются. Вязание идет по спирали. Так сложнее следить за исполнением схемы (можно пользоваться булавкой, чтобы помечать начало) и не всегда это допустимо, т.к. деталь может иметь слегка наклонный вид. В других случаях, напротив, маленький наклон необходим.

Обратите внимание что на нижней схеме есть пустой ряд с номерами 7-10. Это говорит о том, что схема для рядов 7-10 абсолютно идентична схеме предыдущего, 6-го, ряда.
После того, как 11-й ряд связан, переходим на верхнюю часть схемы и продолжаем в обычном порядке, только диаметр каждого ряда теперь сокращается за счет убавок, поэтому ряды расположены в ином порядке (последний ряд в центре).

Итоговое количество петель в 16-м ряду составит 8. Таким образом, в изделии останется небольшая дырочка. За петли 16-го ряда голова амигуруми будет пришита в туловищу.

3. Таблица
В таблицах может быть 2 или три столбца.

Рассмотрим для примера сложную таблицу из японского журнала, которая сопровождает схему головы амигуруми, рассмотренную выше.

В первой колонке снизу вверх расположены номера рядов (1-16). Во второй изменение в количестве петель ряда. В третьей итоговое количество петель в ряду.

В таблице из двух колонок средняя отсутствует.

Начальная строка с цифрой 6 означает количество петель, т.е. в данном случае мы имеем дело не со стандартным началом в виде кольца амигурами, а с вытянутой деталью.

В первом ряду количество СБН (о чем говорит схема, см. выше) составляет 14. Таким образом, сверяясь со схемой мы обвязываем 6 ВП столбиками без накида. При этом делается тройная прибавка (3 столбика в одну петлю) в самую первую петлю нашей начальной цепочки ВП. В конце первого ряда - обыкновенная прибака (её также можно назвать двойной - 2 столбика в 1 петлю).

Таблица помогает нам ориентироваться в количестве дополнительных петель или петель убавок и показывает итоговое количество. Согласитесь, считать по схеме чтобы свериться - это слишком долго и можно ошибиться.

Ряды 6-11 не имеют П или У. Число петель остается неизменным - 36 (как и в 5 ряду). Сами ряды состоят из 36 СБН соответственно.

В некоторых случаях, а именно, при вязки простых округлых деталей, таблица может быть единственным описанием. В таком случае подразумевается, что прибавки и убавки распределены равномерно (например, через 1 СБН или через 2 СБН). Деталь начинается кольцом амигуруми и шестью СБН и каждый следующий ряд увеличивается или уменьшается на 6 петель. В разделе обучение есть таблица равномерного распределения убавок и прибавок.

Вывод: наиболее универсальным описанием является схема, которая также необходима при вязке сложных амигуруми. В японских журналах схемы, как правило, сопровождаются таблицами. Для новичков в вязании крючком также очень полезным является краткое описание каждого ряда, т.к. оно является полной расшифровкой схемы, для понимания которой нужен навык. Также первый вариант описания удобен тем, что позволяет сразу определить количество тех или иных элементов и их последовательность в ряду, а также итоговое количество петель в каждом ряду. Во многих простых амигуруми словесное описаие полностью заменяет схему.

Успехов в приобретении мастерства!

Конечно же, с желания научиться это делать и создавать красивые душевные вещи своими руками. Вязание крючком, как говорит само название этого вида рукоделия, осуществляется с помощью инструмента — крючка.

Крючки бывают самые разные: металлические, деревянные, пластмассовые и даже из слоновой кости (У меня такой есть, подарок тетушки-вязальщицы. Честно сказать, для вязания инструмент не годится, но в качестве красивого сувенира очень даже, ну и еще как повод похвастаться перед подружками своими «сокровищами»).

А шапки и шарфы — номерами от 2,5 до 6-7 .

Для начала вязания и обучения подойдет крючок номеров 3-3,5. И любая пряжа средней толщины.

Как держать крючок.

Еще нужно сказать о положении крючка в руках. Здесь каждый выбирает вариант, самый удобный для него/нее)).

На рисунке ниже показан способ, который называется «карандаш». Просто возьмите крючок так, как вы берете карандаш для письма.

На следующем рисунке показан способ «ложка», при котором крючок держат как ложку во время еды.

Как видите, все очень просто.

Положение нити при вязании.

Где должна располагаться нить во время вязания, показано на рисунке ниже. Между указательным и большим пальцем образуется рабочая область для крючка. Нить, идущая к клубку находится под средним, безымянным пальцами и мизинцем. И мизинец слегка прижимает нить к ладони, чтоб она не болталась. Свободным конец нити составляет 4-5 см. Можно и больше. По окончании работы я продеваю этот конец в иглу с большим ушком и аккуратно заправляю его в работу.

Основные элементы вязания крючком -это воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Давайте поочередно рассмотрим, как они выполняются.

Начало вязания. Воздушная петля.

Итак, крючок и клубок ниток у вас в руках. С чего же начать?) Любое изделие начинается с цепочки воздушных петель. А она начинается с первой воздушной петли. Перекрещиваем нить пальцами, чтоб получилась обыкновенная петелька и вводим в нее крючок, как показано на рисунке.

Захватываем крючком нить и протягиваем его в нашу обыкновенную петельку.

Поздравляю! Первую петлю вы научились делать, а это уже половина дела!)

По началу руки не буду вас слушаться, пальцы будут напряжены, но это нормальное явление для всех начинающих рукодельниц. С каждым новым подходом будет получаться все лучше и лучше.

Второй элемент — столбик без накида.

Как и в любой технике вязания, в начале каждого ряда делается прибавление петель. При вязании столбика без накида, делается одна воздушная петля прибавки. Поэтому крючок вводится во вторую воздушную петлю от крючка.

Вводим крючок, захватываем нить и протягиваем ее в петлю.

Поздравляю! Вы освоили вязание столбика без накида! Теперь то же самое нужно проделать в следующую петлю и все остальные петли воздушной цепочки.

Вот так выглядит ряд провязанных столбиков без накида:

И так выглядит образец, связанный столбиками без накида:

И третий важный элемент — это столбик с накидом.

Если ряд начинается со столбика с накидом, то нужно сделать четыре петли подъема. Потому как столбик с накидом выше столбика без накида. Чтобы сделать накид, просто накиньте нить на крючкок. И после этого введите крючок в 4-ую свободную петлю от крючка.

Похожие публикации