Праздничный портал - Фестиваль

Классный час на тему «Не нужен и клад, коли в семье лад. Классный час «На что и клад, коли в семье лад» Коли в семье лад

Не надобен клад, коли в семье лад.
Все мы в детстве мечтаем.
Мечтаем о счастье.
Счастье каждый представляет себе по-разному.
Одно у всех обязательно. Рядом должна быть мама. Самая моя, моя…
Рядом должен быть папа. Мой самый, самый…
И мы должны быть вместе.
А потом уж полёт на Луну, постройка дома на старом дубе, сплав на плотике через огромную лужу во дворе.
И, согласитесь, очень важно знать, что мама и папа любят друг друга и, конечно, меня.
Правда?
Мама, папа и я. Это на самом деле очень важно. Это старт на всю жизнь.
Старт уверенный, хранящий по жизни, либо это образ того, как я не хочу, чтобы было.
Где больно: слёзы, обиды и разочарования.
Что же делать? К сожалению, не всем довелось родиться в ладной семье.
Здесь важно сделать свой выбор и жить так, как хочется, по Душе, даже если в багаже тяжелый груз из непониманий, взаимных упрёков, холодности и отчуждённости…

А пока хочется понять, что это за слово такое волшебное «ЛАД»?
Почему издревле он так ценился? Что такое ладная семья?
«Не надобен клад, коли в семье лад», читаю я собранную Владимиром Далем стародавнюю русскую поговорку.
Лад в семье, как соль на столе. Когда есть, всё ладно.
А вот когда его нет, жизнь теряет яркие краски, охота жить теряется, дела не идут, болезни приходят, несчастья случаются…
Потому как в Ладу живущий силы свои сберегает, они при нём. Не растрачивает он их попусту на «вчерашний день»: обидки, мщения, брань и разборки. А эти вещи у нас ой как много силы отнимают.
У ладного человека в Душе мир, не теряет он ясность и разумность. От этого и дела идут споро и легко, всем на удивление.
В ладу живущий достигает своих мечтаний, у него много сил творить.
Это к-РА-сивые люди (солнечные), их видно. Своей любви в них много, великодушия, и несут они это светом в мир.
Лад в семье - это лад «семи -я», сложенный из лада в душах каждого в семье.
Ладные семьи - костяк сильных Родов.
Дети в ладных семьях сильные и крепкие Духом рождаются.
А старшие поколения с младшими непрерывной нитью ЛАДА соединены. И в старости благодарную любовь детей и внуков родители видят.
С древнерусского «ЛАД» значит «согласие», а ещё точнее «взаимодействие».
Очень много в этих словах. Это умение слышать друг друга, умение договариваться, умение сотрудничать, работать так, чтобы каждому было радостно, и дело делалось так, как надо, как задумано, то есть ладом.
У Даля читаю: «Ладом» - «порядком, толком, путём, дельно».
Слово «Лад» значит ещё «любовь».
Ладо, Лада называли так суженого, супруга.
Ладушкой называли любимую.
«Лады всего дороже», «Ладый мой, не жури меня».
От слов этих бережность идет, нежность, уважение и чистота.
Ладная семья обережный свой круг имеет для каждого в семье. Этот круг от недобрых людей или завистливого взгляда убережёт. Потому, что внутри чисто, между собой доверие и ясность.
Слово «Лад» вбирает в себя целые миры устроения жизни, такой жизни, где люди подобны Богам, возможно потому, что произошло от имени славянской богини Лады.
Богиня Лада - это Мать Мира, женская ипостась бога Рода, супруга Сварога.
Лада хранит семьи, благоприятствует чадородию, оберегает людей от гнева других богов.
Многие века помогала она людям сохранять Жизнь на земле, радостно трудиться и продлевать свои Роды.
Прекрасно, что эти слова сохранились в русском языке, донеся до нас уклад жизни предков наших.
И хочется, чтобы больше на Свете было счастливых семей.
В школе ЛАДа мы проводим семинары на тему ладных семейных отношений, показываем тесную взаимосвязь отношений в семье и здоровья домочадцев.
По вопросам семейных отношений вы можете писать нам на эл. адрес.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я искренне рада нашей встрече. Семья -главное богатство в жизни. И если в семье царят взаимопонимание и доверие тепло и уют, это настоящее счастье. А если вся семья еще и любит читать, то это счастье вдвойне.

Наша программа называется: «Будет в семье лад, коли книге рад». И сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией, поболеть за дружные семьи, которые рискнули принять участие в сегодняшнем конкурсе.

Тема нашей встречи «Семейное чтение».

Представляем участников конкурса:

Любой конкурс невозможен без жюри. (Представляется состав жюри)

Вед. Наш первый конкурс «Семейный портрет».

Сейчас каждая семья попытается рассказать о себе, о своих семейных увлечениях, интересно, творчески, с задором. Нет на свете одинаковых детей и родителей, каждая семья интересна по своему. Давайте убедимся в этом.

Приглашаем семью... (Выступают семьи)

Вед. Спасибо семьям, а жюри за работу.

Издавна семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки и т.д. Жили они дружно, весело, друг друга уважали. Мы нашли много свидетельств тому.

Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить.

- Семья в куче... - (не страшна и туча)

- Не нужен и клад... - (когда в семье лад).

- Дом вести...- (ис бородой трясти).

Вед. Это была не большая разминка, перед Предстоящие конкурсом.

Наше следующее задание называется «Гонка ая лидером». Вам необходимо ответить на мои вопросы, Я поочередно для каждой семьи

задаю вопрос - с нас правильный ответ. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы:

I . Есть у каждой книги, у дерева тоже есть, но у дерева опадают (Листок) 2.Главыый ropqg шлягера «В траве сидел кузнечик» (Кузнечик) З.Какое государство упоминается в тнтулй Гамлета, принца Датского? (Дакия)

4. По чему бьют в хоккее с шайбой? (По шайбе)

5.0 вчинка 5 которая стоила древним греком большой выделки. (Руно)

б.Текущий по усам. (Мед)

7. Свод армейской мудрости. (Устав)

8- Город, где огней так много золотых. (Саратов)

9. Не идущая к Магомету. (Г*ора)

ЕО.Часть тела, которую предлагают в комплексе с сердцем. (Рука)

I1 . Атрибут избы, который лучше ис иыносить. (Сор) 12,Райское местечко для влюбленных. (Шалаш) 13,Жидкость, без которой ни туда и ни еюда, (Вода) 14.Черные, жгучие и опасные. (Очи)

15. Заходящий за разум. (Ум)

16- Иа вес ЯЗЫКИ мастер. (Полиглот)

17, Декежная единица рублевой зоны, (Рубль)

18. Автомобиль, названный в честь великой русской реки. (Волга)

19. Вздор, предпочитавший, чтоО em несли. (Околесица)

20- Слово, которое и кошке приятно, (Доброе)

■ Всем спасибо.

Наш следующий конкурс. Он называется: «Что за прелесть эта сказки».

Я зачитываю отрывки из детских сказок, а ваша задача назвать автора л название сказки.

За полный ответ 5 баллов, если вспоминаете только автора или только название произведения - то 3 балла.

Варианты отрывков из сказок:

.. . Хозяин выскочил навстречу гостям, сорвал с плешивой головы шапочку и низко кланялся, прося зайти.

- Не мешало бы нам перекусить хоть сухой корочкой, - сказала Лиса.

- Хоть коркой хлеба угостили бы, - повторил Кот. («Золотой ключик, или Приключения Буратино». А.Н.Толстой).

.. . Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А.С.

Пушкин).

...- Апчхи, - оглушительно чихнул неизвестный старик и упал ниц, -приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок!

- Вы откуда? Из самодеятельности?

- О нет, о юный мой повелитель! Я вот из этого трижды проклятого сосуда... («Старик Хоттабыч». Л. И. Лагин)

.. . И когда пришел настоящий час, стало у молодой купеческой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить, ровно стало что-нибудь подмывать ее, и смотрит она то и дело на часы отцовские, аглицкие, немецкие, - а все ей пускаться в дальний путь. А сестры с ней разговаривают, о том о сем расспрашивают, подзадерживают. («Аленький цветочек». СТ. Аксаков)

.. . Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? («Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак)

... Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. Перед ним молва бежала,

Быль и небыль разглашала.(«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин)

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!» («Цветик - семицветик». В.П. Катаев).

.. . Он подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи. («Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Вед. Наши мамы - молодцы! В следующем конкурсе мы посмотрим, на чтоспособны дети.

Проводится обзор книжной выставки: «Волшебный ларец сказок»

(Концертный номер)

Вед. Пока жюри подводит итоги у нас очень приятный момент. В этом вы сейчас убедитесь.

1. Чтоб жила библиотека, надо Чтоб в нее читатель заходил Хоть иногда... Вы со мной Согласны? Да!!

2. Чтоб страна была сильна, Надо...

Надо. Чтоб дружна была семья! Вы со мной согласны? Да!

3. Чтоб страна была умна,

Надо

Чтоб в семье читали книгу!

Вы со мной согласны? Да!

Вед. А сейчас обещанный приятный момент. Награждение самых активных читателей нашей библиотеки.

- Номинация «Самый юный читатель»

- Номинация «Самый активный читатель» - Баталова Гузель

- Номинация «Почитатель сказок» - Костина Анастасия

- Номинация «Самая читающая семья» - семья Ахметовых - мама папа и 2 их сыновей. (Аплодисменты победителям)

А мы продолжаем.

Вед. Важным элементом крепости, сплоченности и душевного согласия в семье является, конечно, семейное чтение. И мудрые родители, в каком бы веке они не жили, всегда понимали это. Читая всей семьей и малые и взрослые, соприкасаясь с жизнью литературных героев, приобщались к высокому и духовному, чем так богата мировая литература. Насколько эта традиция отлична от смотрин телевизора - чистотою общения, человечностью, душевностью - нет нужды доказывать.

Возродить ее - значит укрепить семейные узы. 5 ,Наш следующий конкурс называется «Звездный час».

Сейчас вам представится уникальная возможность показать эпизод семейного чтения.

Семьи получают отрывки из произведений.

Распределяют между собой роли, отрепетировав немного, они зачитывают этот отрывок.

Перед выступлением обязательно объявите автора и название произведения. Высший балл-5.

(Пока семьи готовятся проводится игра со зрителями)

Итак, мы готовы присутствовать на семейном чтении наших участников. Жюри продолжает свою работу. Выступит семьи.

Вед. И последняя шаш конкурс. Он называется «Почти буриме».

Я остановилась на нем, потому что знаю всех своих читателей, как больших любителей и знатоков поэзии. Конкурс заключается в следующем. Вы выбираете по конверту, где даны окончания стихотворных строк написанных знаменитыми поэтами, ваша задача - вспомнить и прочитать четверостишие. На обдумывание 3 мин. И так, выбираем конверты и работаем. 1.Кроет, крутя, завоет, дитя.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.

(А.С. Пушкин. «Зимний вечер») 2.Одинокий, голубом, далекой, родном.

Белеет парус одинокий, : В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

(М.Ю. Лермонтов. «Парус») 3.Береза, окном, снегом, серебром.

Белая береза Под моим окном. Принакрылась снегом, Точно серебром.

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром,

Как бы резвясь и играя, Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»)

Команды готовятся, а вашему вниманию обзор книжной выставки: «Семья колыбель счастья».___

Команды зачитывают отрывки из стихотворений

Вед. Нашему жюри предстоит большая работа - подвести итоги последнего конкурса и всей игры.

А пока жюри думает - музыкальный подарок от детского коллектива «Радуга».

По итогам конкурсов - «Самой читающей семьей» признаны семьи Ахметовыхи, Зариповых. Вам аплодисменты и призы. (Награждение победителей).

Закончился наш праздник. На прощание я хотела бы всем пожелать счастья, добра. Надеюсь, что вам сегодня было весело и интересно. До новых встреч.

1. По нему стучат, плюнув че­рез плечо. (Дерево.)

2. Лакомство, полюбившееся старику Хоттабычу. (Мороженое.)

3, Бьют Еремку по затылку, а он не плачет, только ножку пря­чет. (Гвоздь.)

4. Чтобы тело чище было, ну­жен нам кусочек... (Мыла.)

5. Плывут цвета молока в си­ем небе... (Облака.)

6. Счастливые... не наблюдают (Часов.)

7. Без рук, без глаз, а рисовать умеет. (Мороз.)

8. Всыпать по... число. (Пер­вое,)

9 Мой ... самых честных пра-(Дядя.)

10. Аи,Моська,знать она коль лает на... (Слона.)

11. течет, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. (Раса.)

12. А вы... как не садитесь, все в музыканты не годитесь. (Друяя)

13. Стоит копна: спереди ви­лы, сзади метла. (Корова.)

14.... пробелогобычка. (Сказка.)

15. Быть можно дельным... и думать о красе ногтей. (Челове­ком.)

16. Чего можно ждать сидя у моря? (Погоды.)

17. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, слезы пролива­ет. (Лук.)

18. Перед кем не надо метать бисер ? (Свиньи.)

V 19. В здоровом...здоровый

дух. (Теле.)

20, Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует, а сегодня вечерком он раскрасит мне аль­бом. (Карандаш.)

К сожалению, нередко можно слышать такое объяснение происхождение этого слова: якобы здесь закрепилось сочетание числительного 7 и личного местоимения Я. То есть семья - это «семь членов семьи и я - как глава семейства». Но сразу скажем, что это наивное и неверное объяснение и, прежде всего потому, что это слово, если оно содержало бы в себе числительное 7 и личное местоимение я, то оно бы и писалось, и произносилось иначе, так как в древнерусском языке было числительное седмь, а не семь, а личное местоимение было азъ, а не я.

Но что же тогда значит это слово - семья? Здесь выделяется корень - сЬмь. Но ещё раз повторю, что это не числительное. Этим словом сЬмь в глубокой древности славяне называли «личность», и в таком случае собирательное имя, образованное от этого корня, будет сЬмиа, сЬмья. Профессор Б.А. Ларин, сопоставляя это слово с данными некоторых других родственных языков, в частности, балтийских (с литовским и с латышским), считал, что древнейшее значение у него было «большая семья, в которую входили родственники», другими словами - только «свои». И это было наследием родо-племенной эпохи. Со временем, постепенно стал увеличиваться круг «своих», но это увеличение шло не только за счёт друзей и близких родственников, здесь также оказали влияние и хозяйственные связи, в результате этого «чужие» постепенно стали восприниматься как «свои». Именно так и появилось новое значение у слова семья: «хозяйственный коллектив, состоящий из лиц родственных и неродственных», то есть семья - это «все, живущие в доме, живущие под одной крышей, в том числе и слуги, рабы». И в этом нет ничего удивительного или странного, то есть со временем все люди, живущие в одном месте и занимающиеся общим трудом, стали восприниматься как одна большая семья.

Заметим попутно, что в старину существовало слово сЬминъ (с суффиксом единичности -инъ). Так называли раба. И этот пример красноречиво свидетельствует о том, что сЬмия включала в себя не только родственников, но и челядь, слуг, рабов.

В древнерусском языке это новое значение у слова семья можно обнаружить во многих памятниках письменности. Приведём такой пример, относящийся к 1660 году из Актов Московского государства):

«Взяли его Стеньку въ полонъ татаровя съ женою и съ дЬтьми и со своею семьёю, а взято у него изъ одного дому въ полонъ 10 человЬкъ».

Другой пример мы приведём из Книг расходных Болдина монастыря (1585-1589):

«Купили три пуды соли въ вотчину на семью на домашнюю и для прИбыльныхъ дЬловыхъ наёмных людей ко жниву и къ сЬнокосу».

Но, оказывается, в разговорной русской речи средних (а потом и высших) сословий у слова семья появляется ещё одно - уже переносное значение - «жена». В Актах Михайло-Архангельского монастыря города Великого Устюга находим сведения о вкладчиках, и об одном из них записано так:

«Дал вкладу… Климентий Еутропьевъ сынъ ТропИна за себя да за дЬтей своихъ - за сына за Матфея да за Исаию да за Ивана да за семью свою Матрёну да за дочерь за Олёну за здравье поминати… полчетвертатцать рублёвъ». Это значение слова семья сохранилось в некоторых русских народных говорах и было зафиксировано, например, в песнях и в былинах. Мы приведём пример из одной былины, записанной Гильфердингом на реке Онеге (Онежские былины, записанные Гильфердингом. СПб., 1873, с. 29):

Здравствуешь Добрыня сын Никитич,

Со своею да с любимой семьёй,

С той было Маринушкой Кайдальевной.

Итак, мы сегодня рассматриваем историю слова семья. Современное значение этого слова в русском языке отличается от того, которое было у него в прошлые века. В старину семьёй называли «большой хозяйственный коллектив из лиц родственных и неродственных, в том числе и прислуги». Другими словами, семья - это все те, кто садился за один общий стол. Но, как отмечает петербургский профессор В.В.Колесов, «в деловом языке Древней Руси до начала пятнадцатого века слово семья уже стало употребляться и в новом значении «группа близких родственников (муж, жена, родители, дети)», то есть уже без челяди в её составе. В наше время это слово мы употребляем именно в этом значении.

Для русского человека семья изначально представляет собой единство всех её членов, прежде всего - единство мужа и жены. И не случайно это единство мужа и жены называют иногда ещё союзом двух любящих сердец. И я думаю, что это определение тоже будет верным, то есть это союз таких сердец, которые могут понимать и прощать, терпеть и смиряться друг перед другом, чего, к сожалению, так не хватает многим современным молодым людям, которые думают создавать семью, создают её и не могут её удержать, и она распадается, потому что нет в этом союзе истинной любви - всепрощающей, милостивой, снисходительной. И это истинное, первоначальное понятие семьи как единства всех её членов, удивительным образом закрепилось во множестве русских народных пословиц и поговорок. Мы приведём некоторые из них:

- на что клад, когда в семье лад -

- семейное согласие всего дороже.

- Муж с женой, что вода с мукой: сболтать сболтаешь, а разболать - не разболтаешь.

- мир в семье женой держится, потому что «чем умнее жена, тем сильнее семья».

А о неразрывном союзе мужа и жены говорится ещё так: куда иголка, туда и нитка. Также в народе говорили:

- хозяин в доме - всему голова

Но тут же народ русский с усмешкой подмечал:

Муж говорит: я - глава, а жена - я шея, куда захочу, туда голову верчу.

- Чего жена не любит, того мужу не едать.

А когда в семье появляются дети, то это уже - союз нескольких любящих сердец, где «все за одного, а один за всех». О дружной семье так говорили - «Согласную семью и горе не берёт».

Но известны и другие пословицы и поговорки:

- дом с детьми - базар, а без детей - могила

- дети не в тягость, но в радость

- кукушка о том и кукует, что своего гнезда нет.

- детки - радость, детки - горе.

- малые детки - малые бедки…

Отметим и такие народные пословицы и поговорки, которые звучат очень современно:

- не та мать, что родила, а которая вырастила

- не тот батька, кто родил, а тот, кто уму-разуму научил

Народ русский прекрасно понимал, что воспитывать детей надо спокойно, с умом, но при этом не потакать их лени, не дать развиться в них грубости. И в этом случае можно привести такие поговорки:

- крутью ничего не сделаешь

- на битой дороге трава не растёт

- круто не вороти, как бы оглобли не сломать

- кто детям потакает, тот сам плачет (или - поплачет)

- масляная головушка (то есть избалованный ребёнок) - отцу-матери не кормилец

- от плохого семени не жди доброго племени

Народ русский как особую статью выделял воспитание в детях уважение и почтение к старшим. Это и есть та связь поколений, без которой не живёт не один народ. К величайшему сожалению, эта связь поколений в наше время слабеет. А в старину об этом так говорили:

- подсади деда на печь, тебя внуки подсадят.

Мудрое народное воспитание прежде всего, было нацелено на воспитание человека с крепкими нравственными устоями. То есть ребёнок должен научиться не только понимать, что такое добро и зло, но он должен уметь их различать, он должен понимать, что такое жить и поступать по совести, а не наперекор своей совести. А что значит слово - воспитание? Что понимали русские люди под этим словом?

Ясно, что существительное воспитание образовано от глагола ВОСПИТАТЬ, который употребляется в значении “вырастить детей, дав им образование, привив какие-либо навыки, правила поведения”. Но воспитать или воспитывать - это ещё “путём систематического воздействия сформировать чей-либо характер и какие-либо качества”. Именно такое значение глагола воспитать приводится в толковом словаре русского языка, но исторически значение у этого слова, оказывается, было иным. И на это указывает корень слова - ПИТАТЬ. Он показывает, что в древности у глагола ВОСПИТАТЬ значение было - «вскормить». Любопытно то, что это древнее значение глагола воспитать сохраняется в существительном воспитатель, которое образовано от него. И совсем не случайно в наше время работники детских домов, детских садов называются ВОСПИТАТЕЛЯМИ, то есть буквально «кормильцами», так как в их обязанности входит забота и о питании детей, и о их прогулках, и о сне…

Но любопытно ещё и то, что с этими словами воспитать, воспитание, воспитатель связаны и такие слова, как наказать, наказывать. Сейчас они по своему значению никак не связаны, а в старину связь такая была. То есть слово наказание употреблялось в значении “учение, наставление, вразумление”. И что важно отметить, в старину учение и наставление детей и юношества достигалось чаще всего не “мерами воздействия”, а прежде всего, как это можно судить по значению корневой части слова наказать, “сказыванием” (то есть говорением), а также и “показом”, то есть примером со стороны того, кто наказывал, кто наставлял. И здесь уместно будет привести все однокоренные слова по отношению к слову наказание. Это - сказать, показать, сказание, показание, сказка, показ, приказ, указ, наказ. Как видим, здесь изначально вообще нет никакого намёка на “кару”, она, кара, как метод воспитания появится у слова наказание значительно позднее.

И ещё отметим, что от этого глагола НАКАЗАТЬ, который в древнерусском языке употреблялся в значении - “учить”, «поучать», было образовано существительное НАКАЗАТЕЛЬ, что значило “учитель”. И в старину считалось, что самым первым наказателем детей должен был быть отец. Вот как об этом говорится в “Пчеле” - это древнерусский сборник поучений и кратких изречений, составленный в конце четырнадцатого века:

Когда же детей не учат целомудрию и обязательным вещам, то это не отцы, а детоубийцы. И даже хуже, потому что убийца убивает тело, а эти - убивают душу.

Можно привести ещё несколько советов из этого древнерусского сборника, которые адресованы прежде всего родителям:

- Стремись оставить детей обученными, нежели богатыми.

- Первое, чему учат детей, - говорить правду.

- Как печать отпечатывается в мягком воске, так и учение мудрых в малых детях оставляет след.

Кстати говоря, этому же учит довольно известная русская пословица:

Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит (то есть учи тогда, когда ребёнок ещё мал).

Вернёмся к слову наказание. В древнерусском языке оно было многозначным. Так называли не только обучение какому-либо ремеслу, сюда входила и общая образованность, и правила поведения: то есть как нужно ходить и говорить, как одеваться, как сидеть и стоять. Конечно, они отличаются от наших, современных правил поведения, потому что они были связаны с древнерусскими нравами и обычаями, многие из которых давно ушли из нашего обихода. И ещё в Древней Руси было “наказание книжное”. В том же сборнике “Пчела” приведено очень много советов, как нужно наказывать, то есть учить премудрости книжной. И они, нужно отметить, совершенно не изменились и можно даже подумать, что составлены в наше время. Мы приведём некоторые советы:

- Наказывая, то есть наставляя ученика, не надо гневаться, впадать в ярость: как же можно вразумить другого, если сам себя ведёшь неразумно?

- Лучше научить, чем ругать. Первое - кротко и любо, второе - жестоко; первое - исправляет ошибающихся, а второе - оскорбляет.

Не так давно мне в руки попала замечательная книга - «Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря»

(М., 2005). Она замечательна, конечно, тем, что в ней подробно раскрывается уникальная история создания этой женской обители княгиней Евдокией (или как её называли - Авдотьей) Николаевной Мещерской, впоследствии игуменией Евгенией. Но более всего в этой книге мне запомнилась воспитательная программа, так её можно назвать, которую создала Евдокия Николаевна Мещеркая, оставшись вдовою и воспитывая свою единственную и горячо любимую дочь Анастасию. И она создала эту программу в исконно русских православных традициях. В ней, как это редко бывает, совсем нет сухой нравоучительности, она удивительно проста и в то же самое время оригинальна. И представлена она в форме писем любящей матери (ещё не монахини) к подрастающей своей дочери, княжне Анастасии. И вот перед нами эти удивительные по своему содержанию письма, они озаглавлены так: «Беседы с моей дочерью». Я приведу отрывки из них.

Своё первое письмо, написанное в толстой тетради, она вручила дочери в тот день, когда той исполнилось десять лет. Конечно, здесь не стоит забывать, что эти письма написаны в стиле девятнадцатого века, но удивительно то, что они очень современны, они во многом не устарели, как не устаревают в народе представления о добре и зле, о справедливости и о несправедливости. Я надеюсь, что кому-то эти советы могут пригодиться и сейчас…

Итак, первое письмо княгини Мещерской к своей десятилетней дочери:

«…Наступило для тебя время, любезное дитя моё, все свои действия проверять умом; совершённое детство миновало, ты вступаешь в тот возраст, где должна приготовлять себя быть истинно стоящей названия человека, так отлично от прочих тварей сотворённого, одарённого душою и разумом…»

Я не могу удержаться, чтобы не прокомментировать сказанное княгиней Мещерской. Многим из нас, наверное, удивительным кажется то, что обращаясь к своей десятилетней дочери, она пишет: «совершенное детство (твоё) миновало, и ты вступаешь в (разумный) возраст человека…» А ведь сейчас довольно часто можно слышать совсем другое, то есть когда пятнадцатилетнего и даже семнадцатилетнего подростка называют - «мой ребёнок»! И при этом, выгораживая его за какие-то проступки, говорят, например, так: «мой ребёнок этого сказать не мог», или - «мой ребёнок не такой, как все». Конечно, для каждой матери все её дети остаются детьми. И даже если этим детям уже и 40, и 50 лет, они всё равно для неё - дети. Но я сейчас говорю о другом: нельзя подростка всё время называть ребёнком, потому что он так и будет себя вести, то есть прежде всего - безответственно по отношению и к себе, и по отношению к своим близким.

Но княгиня Мещерская была, видимо, прирождённым педагогом, она прекрасно понимала, как важно в ребёнке заложить всё то, что ему необходимо не просто в жизни, а прежде всего в семейной жизни. И на протяжении шести лет она вела свои воспитательные беседы со своей дочерью.

И в первом письме она так ещё пишет:

«… о многом доселе я не рассуждала с тобою; теперь же, когда ты ещё не достигла полного развития телесного, а потому и умственного, но уже уклоняешься от детства и вступаешь в возраст, где всё должно делаться разумно, принимаю на себя труд, желая душевно видеть тебя благополучной и любя тебя нежно, рассуждать с тобою и указать тебе, как отныне ты должна себя вести. Ты дашь веру моим словам, ибо убеждена, что никто так внимательно не следит за твоими поступками, как твоя мать, что весьма естественно, ибо никто не может наравне с твоей матерью столь истинно утешаться твоим добрым поведением и столь много огорчаться худым. Это убеждение вменяет тебе в обязанность всегда повиноваться воле моей и следовать моим искренним советам.

Начальным пунктом своих рассуждений возьмём тот, который всего важнее для человека. Знаю, любезное дитя моё, что ты сердечно любишь Творца, сознаёшь перед Ним ничтожество и свою зависимость от Него. Доселе я приучала тебя только любить и чтить Его, теперь прибавлю: чтобы достойно любить Его, надо мыслить. Рассуждая о видимых вещах неба и земли, познаёшь и величие и благость Божию и, видя во всём удивительный порядок, пожелаешь и сама находиться во всегдашнем порядке.

Держись неуклонно нашего христианского закона (учения), который предписывает смирение, кротость, послушание, искренность, соучастие к ближним как в радостях, так и в печалях, обходительность с каждым, трудолюбие; учись избегать гордости и тщеславия, но не быть льстивой, говорить разумно, но не употреблять ума на то, чтобы говорить чего не чувствуешь (это было бы гнусное притворство), соблюдать во всём благопристойность и скромность, столь любезные в человеке, наипаче в женщине. Вот чему научает благий закон наш, столь приятный для благомыслящего человека!

Люби отечество своё и верховную власть… По твоим летам довольно и сего, тебе сказанного. Впредь будем рассуждать пространнее, как велики и в чём именно заключаются твои обязанности к отечеству.

По воле Божией лишилась ты отца своего. Ты всегда должна вспоминать о нём с любовью и уважением, но без ропота и особого огорчения: мы все родимся и все умираем, и Бог настолько ещё к тебе милостив, что оставил тебе мать, которая нежно тебя любит и заботится о твоём благополучии с самого рождения твоего.

Знаю, что ты меня любишь, любезная дочь моя, но помимо любви ты обязана иметь ко мне уважение и воздавать мне его как внутренно, так и наружно.

Люби родственников своих. Кто из них к тебе милостив, умей быть благодарной. Кто холоден и невнимателен, не досадуй и не огорчайся, но надейся, что постоянным вниманием и покорностью заслужишь и его любовь. В молодости заслуживай благоволение старших, чтобы, когда состаришься сама и делами своими заслужишь уважение, искали бы и твоей благосклонности.

Люби и уважай приятелей и знакомых твоей матери. Примечай, кем мать твоя короче и искреннее обходится, в тех и ты ищи любви к себе и внимания, но и с прочими будь вежлива и учтива…

Уважай власть наставницы, тебе данной, и изъявляй своё уважение к ней послушанием и вежливостью.

С товарищами твоих лет будь ласкова и обходительна, но не болтлива. Повторяю: скромность есть лучшее украшение женщины.

Ты родилась в классе людей, имеющих подчинённых, обходись с ними кротко и милостиво, но отнюдь не фамильярно.

Желая видеть тебя соблюдающей во всём порядок и дабы ввести тебя в оный и приучить к хозяйственному употреблению вещей, отделяю особую комнату, в которой помещу всё для тебя нужное. У тебя будет своя прислуга, и я дам тебе несколько денег, чтобы ты с сего дня располагала своею собственностью по своему усмотрению. Я не вмешаюсь в твои распоряжения, а буду дожидать твоего донесения и тогда сделаю тебе свои замечания. Но так как ты по сие время собственности не имела и никогда ничем не располагала, то считаю своею обязанностью сказать тебе несколько слов, после которых и мысли и действуй уже сама.

В комнате найдёшь два шкафа: в одном - твои книги, бумага для письма, карандаш, ящик с чернильницей и прибором к ней, ящик с красками, деньги и всему этому реестр; в другом - твои платья, твоё бельё, ящик с лентами и другими мелочами и также всему опись. Куда что употребишь, отметь в записке. Что будет худо, к делу не годно, мне доложи, я заменю другим.

Найдёшь стол рукодельный, стол или бюро для письма и рисования, стол туалетный со всем, что нужно для одевания. Что откуда вынешь, опять на своё место положи, ими поставь, дабы не терять время в бесполезном отыскивании вещей, в чём ты доселе слишком много упражнялась.

В своей комнатке найдёшь ты принадлежащие тебе часы, их прислала тебе в подарок бабушка твоя Пелагея Денисовна. Любя тебя много, она и подарок тебе такой прислала - часы, дабы оные напоминали тебе, что время, напрасно потерянное, уже не возвращается: часы бегут вперёд, а не назад.

Деньгами располагай на твои мелкие нужды; но помни, дочь, читанную тобою повесть «Свистон». Надо уметь отказывать себе иногда в своих желаниях, дабы уберечь деньги на нужное и на пособие бедному и страждущему человеку.

Прислуга твоя: Настасья и Сашка. Когда будешь им приказывать что, прежде подумай, а, подумав и приказав, держи себя с ними так, чтобы они твои приказания выполняли.

Наблюдай, чтобы комната и всё в ней находящееся содержалось в чистоте и опрятности…»

Напомню, что это своё первое письмо княгиня Авдотья Мещерская вручила своей дочери в день её рождения (20 июня 1806 года), когда той исполнилось 10 лет. Целый год она наблюдала за дочерью и потом написала свои замечания: «В чём поступалось хорошо и в чём худо, вопреки советам матери, и что отдалило на некоторое ещё время усовершенствования рассудка и характера».

Свои письма-беседы Е.Н.Мещерская писала дочери своей каждый год, на протяжении шести лет. В них мы найдём разного рода советы, например, она поясняет, для чего нужно заниматься рукоделием:

«…для женщины рукоделие необходимое занятие. Оно бывает ей нужно в бедности, в которой человек, какое бы он ни имел состояние, находиться может; или же как удовольствие, ибо случается работать для любезных нам людей, в знак памятования о них, и для себя, в дом (свой труд всегда приятнее иметь на глазах, нежели чужой), или ещё когда находишься в таком состоянии здоровья, что не можешь ни читать, ни рассуждать, - сие часто бывает с людьми слабого здоровья, - тогда, чтобы не быть в праздности, занимаешь себя каким-либо рукоделием, и время проходит не так скорбно…»

В этих письмах встречаются и советы-рассуждения:

«… На взаимных отношениях родителей к детям и детей к родителям зиждется не только семейное, частное благополучие, но и государственное, общественное…

…дети, выполняя из любви и послушания приказания своих родителей, трудятся сами для себя, в свою пользу, ибо, делаясь такими, какими их желают видеть родители, усвояют себе кротость, покорность, терпение, прилежание к труду, любовь порядка, строгость к себе самим и снисходительность к другим, сердолюбие, приветливость к подчинённым, уважение к властям, бережливость, которая никогда не переходит в скупость. Бережливость, удерживая человека от пустой роскоши, даст ему возможность оказывать постоянное пособие нуждающимся ближним, скупость же заглушает все чувства любви в душе, делает её чёрствою.

Семейства, на которые я указываю, несомненно счастливы, а так как они составляют часть государства, то своим счастием частным содействуют и общему благополучию. Это несомненно, ибо, утвердясь в поименованных мною христианских правилах, ты будешь хорошая дочь, хорошая супруга, хорошая госпожа, хорошая хозяйка, хорошая родная, хорошая знакомая…

Помни, дочь моя, что ты обязана обществу отчётом в твоём поведении, ибо, нарушая одну из своих обязанностей, ты не только своё собственное или семейное разрушаешь благополучие, но посягаешь и на общественное…

…но пока человек ещё дитя и потому рассудок его слаб и нуждается в руководстве, кто же может быть для него руководителем более надёжным отца или матери?…

…иногда приказы твоей матери не нравятся, потому что идут вразрез твоим желаниям, иногда кажутся излишне строгими, - не доверяй себе: Бог дал покровителей в их родителях…

… не о красоте своей должна думать женщина, а чтобы всё, что на ней надето, было во весь день чисто и опрятно…

… тебя ожидает семейная жизнь, ты призвана заимствовать счастие от того семейства, к которому будешь некогда принадлежать, а также и доставлять ему оное. Питаю себя лестною надеждою, что кротостью, послушанием, ровностию характера ты действительно не возмутишь семейного спокойствия, но, чтобы быть довольной собою и чтобы тобою другие были довольны, нужно ещё иметь те качества, о которых я говорила выше: знание своих обязанностей как в отношении своих семейных, так и общества…

… муж хозяйки бережливой и распорядительной имеет возможность заниматься делами более важными, чем домашние, ибо знает, что, возвращаясь домой, найдёт всё приготовленным, что его нежная жена не пустая и расточительная женщина, что она помнит свои обязанности, вовремя всё припасает, всё держит в порядке, всему ведёт счёт, чрез что оба, собирая общими трудами, живут в приятном довольстве и, избегая пустой роскоши и великолепия, вполне располагают необходимыми средствами для воспитания своих детей, на своё и домашних своих приличное содержание и на удовольствие, ни с каким другим не сравнимое, помогать ближнему в его нуждах…

Женщина же мотовка, щеголиха, часто отлучающаяся из дома своего для химерического рассеяния, способна расстроить одна самое лучшее состояние и разорить своё семейство…

Расход денежный, который сама ведёшь и своевременно вносишь в книгу, уже научает тебя ограничивать свои желания, чтобы в конце года не войти в долги… Следует всячески избегать долгов. Лучше себе отказать не только в прихоти, но даже в нужном, чем войти в долг….

Позднее, в одной из своих бесед, княгиня Е.Н.Мещерская ещё так пишет о расходовании карманных денег…..

« …только обращу твоё внимание на расход истекшего года, из которого явствует, что много лишнего было принесено в жертву малодушию, почему и не достало денег на священнейшую для всех нас обязанность: нашими избытками помогать ближнему, который, м.б., нуждается в необходимом в то самое время, как мы роскошествуем и прихотничаем…»

Удивительно это читать, потому что в двадцатом веке нам было навязано представление, что наша русская знать только и делала, что танцевала и веселилась да ездила по Парижам. Но это было не так. И только один этот пример показывает, что дворянских детей приучали не просто к рачительности и разумному расходованию денег, но приучали видеть, что рядом живут те, кому нужна их помощь.

И вот такие письма-беседы посылались дочери целых шесть лет, то есть каждый год, в день рождения своей дочери, княгиня Е.Н. Мещерская передавала ей очередную беседу-наставление и при этом под предыдущей беседой приводила свои замечания относительно того, какие черты характера надо бы дочери исправлять, какие поступки ей не понравились, а какие заслуживают одобрения. И ещё она отмечает, как её дочь (правильно или неправильно) ведёт своё маленькое хозяйство, справляется ли с прислугой, как расходует (разумно или нет) свои деньги…

И вот последнее письмо. Оно адресовано уже шестнадцатилетней дочери:

«… Приятно мне, любезнейшая дочь, встречать дни твоего рождения. Ныне тебе минуло шестнадцать лет! С самого младенчества твоего и во всё время, пока ты росла, я получала от тебя несравненно более радости, чем огорчения…

… С каждым годом я любила тебя всё более, ибо покорность и кротость были твоими постоянными сотоварищами. Я стала надеяться, что, когда достигнешь того возраста, в котором находишься теперь, ты будешь для меня источником многих радостей. Ожидания мои сбылись на самом деле. Я имею в тебе добрую дочь, ибо сама была для тебя доброю и нежной матерью и посеяла в тебе семена счастия. Продолжай, любезная дочь, во всех случаях жизни руководствоваться страхом Божиим, своею совестью и советами твоей матери…

И, действительно, дочь княгини Евдокии Николаевны Мещерской была образцом не просто женщины-христианки, она была любящей женой (она вышла замуж в семнадцать лет), прекрасной матерью своих многочисленных детей. Она была счастлива в семейной жизни, к которой её готовила мать. И все, кто имел счастье встречаться в Анастасией Борисовной Мещерской-Озеровой, вспоминали о ней именно как о прекрасной и светлой личности. Интересно то, что одна из её дочерей, уже внучка княгини Е.Н. Мещерской, стала монахиней и даже настоятельницей того самого Аносина монастыря, который основала её бабушка. И это удивительный случай: бабушка, а потом внучка - игумении одной и той же обители…

Прочитав письма княгини Е.Н.Мещерской, адресованные её подрастающей дочери, я невольно поймала себя на мысли: а можно ли себе представить современную мать, которая пишет подобное письмо-наставление своей десятилетней дочери? Я сомневаюсь в этом, потому что современные тридцати-сорокалетние мамы позволяют своим детям (особенно девочкам) вещи просто непозволительные. И очень скоро они начинают понимать свои ошибки, но порой поправить их уже нельзя, потому что порок въелся в душу девочки так глубоко, что изгнать его оттуда уже нет никакой силы…

По моему глубокому убеждению, мы сейчас должны говорить - и очень серьёзно - не только о воспитании наших детей, но и о воспитании, как это ни странно звучит, самих родителей, потому что то новое поколение родителей, которое мы сейчас видим, оно не научено, оно не приучено, к сожалению, к родительскому делу. Они, родители, только умеют кричать, наказывать, где-то, наверное, ещё и бьют детей, но при этом - что очень странно - всячески оберегают их от всего и вся, а потом, конечно же, не могут справиться с ними. Не могут справиться уже в десяти-одиннадцати-двенадцатилетнем возрасте, а что говорить о шестнадцатилетних и о семнадцатилетних подростках? Как рассказывала мне недавно одна учительница, девочка двенадцати лет приходит в школу на занятия с макияжем, то есть с полной раскраской, которую она видит каждый день на своей матери и, естественно, её повторяет. И когда учительница звонит этой маме и взволнованным голосом ей говорит, что вот, мол, девочка ваша пришла в школу с маникюром и с накрашенными ресницами, на что мама этой двенадцатилетлетней девочки спокойно отвечает: «Ну, и что? Она у меня и дома так ходит!» А когда эта девочка через год-другой будет в Интернете искать встречи с мальчиком (и не с одним), а потом будет ездить встречаться с ними, то мама эта начнёт не плакать даже, а рыдать, но девочка её уже не услышит и даже не захочет слышать. Вот это и есть современное воспитание, когда детям потакают, когда им разрешается всё и вся.

И когда не выполняется детский каприз, то современные дети готовы идти даже на самоубийство. Вот совсем недавно, в новостях, рассказывали о десятилетней девочке из старинного русского города, которая покончила с собой лишь только потому, что родители не подарили ей на день рождения мобильный телефон… Вот они, плоды современного уродливого воспитания. Дети сейчас привыкают к тому, что любое их желание должно исполняться. Они не понимают, что есть в семье какие-то первоочереденые и второочередные покупки. Детский эгоизм, возведённый в абсолют. И в этом виноваты сами мы, то есть родители, бабушки-дедушки, потому что воспитание детей - это первоочередная задача семьи…

Семейный вечер

Учитель

Цели:

Оформление и плакаты:

4. Плакаты:

Литература.

1.

2.

3.

Звучит песня "Родительский дом".

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители!

Как хорошо, что мы с вами собрались в этом зале. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте за дверьми этого зала и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.


1-й ученик:

Посмотрите-ка, у нас

Здесь собрался целый класс,

А напротив - папы, мамы.

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

2-й ученик:

Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды.

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно!

Дети - это чудо света,

Я увидел это сам

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее - дети...

Трудно с ними, ну и пусть.

В наших детях наша сила.

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

Учитель.

Учитель

Учитель.

Что такое "честъ семьи"?


Учитель.

Включается магнитофон: исполняется песня о матери.

Ученица читает отрывок из поэмы Р. Гамзатова "Берегите матерей!"

Учитель.

Ученик:

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает...

А добрая мама прощает все это.

Под грузом забот, не сгибаясь,

Она выполняет свой долг терпеливо...

Красива по-своему каждая мама -

Любовью своей материнской красива. (С. Богомазов.)

Ученик. Не желая того, мы часто обижаем наших матерей. Пренебрегаем их советами, не уважаем их при­вычек, вкусов. Для многих мать вовсе не авторитет . За советом идут к другим, а за утешением к матери. Да, мать всегда разделит наше горе. Но ведь и счастье наше хочется ей разделить. Мы должны научиться уважать мать с раннего дет­ства.

Учитель:

Земля-матушка, хлеб-батюшка» )

*Каков отец, таков и сын.

*Имеющие отца - имеют опору.

*Рука отца страну прокормит.

А теперь представим слово нашим родителям.

Шагиева Фаягуль рас­сказывает о своей многодетной семье. Опо­ра семьи - отец, для детей он авторитет, советчик, помощ­ник. Ничто не согревает душу матери, как внимание и добрые слова детей.

Ах, наши дети - в окошке свет!

Прекрасней их на свете нет.

И наша юность - назло годам -

Все в наших детях вернется к нам.

Учитель

Маргарита:

Учитель:

Мусин Азамат . Моего дедушку зовут Фуат. Он в колхозе работал ветеринаром . Сей­час ему уже 70 лет, но дедушка продолжает трудиться и по сей день. За добросовестный труд он имеет награды. Он добрый, ласковый. Я очень люблю своего дедушку и горжусь им.

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь я хотела бы погово­рить о следующей традиции. Издревле на Руси существо­вал обычай: представители одной семьи занимались од­ним видом деятельности , передавая свое мастерство, свои навыки из поколения в поколение. Так рождались динас­тии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, стро­ителей, артистов, учителей...

Учитель: Сейчас приглашаем вас на экскурсию в прошлое. Ребята подготовили фотогазету. Родители рассматривают в ней своих детей в раннем возрасте.

А сейчас я хочу объявить семейные конкурсы.

1. Конкурс «Кто это?» .

Вопросы:

2. Конкурс пословиц.

5. Согласную семью и горе не берет.

6. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

3. Т ест. «Знаете ли вы своих детей?» Приглашаются родители со своими детьми. (Две доски устанавливаются в разных местах, родители и дети одновременно отвечают на вопросы.)

Вопросы к тесту:

1. Любимый цвет вашего ребенка? 2. Любимый праздник?

3. Сколько лет вашему ребенку? 4.

5. Сколько денег вы даете ребенку на карманные расходы?

6. Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок?

7. Сколько у него друзей? 8. Любимый танец?

9. Любимая группа или солист? 10. Пишет ли он стихи?

11. Ведет ли он дневник?

12. В каком возрасте у вашего ребенка была первая любовь?

4. Минута откровения.

5. Мы строим дом. Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, почувствуют, поддержат? Как же построить такой дом. С чего начать?

На доске - макет дома. Вам нужно выложить его кирпичами, но не простыми! Я раздам вам кирпичи, а вы напишите на них то, что я скажу. А потом мы выстроим дом.

1. Добрые слова о доме.

2. Члены семьи.

3. От чего зависит крепость семейных отношений.

4. Семейные праздники.

5. Песни о семье и о доме.

Ученик:

Из полученных кирпичей сложим дом

А дом заставленный добром - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом. (Стих поэтессы Л. Сусловой.)

Учитель: Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого. - это любовь к Дому своему.

Ученик :

Неизменно уверены в том,

Чтобы мы оставались детьми.

И отцу до земли поклонись,

Учитель:

Мы хотим своим детям счастья. Но не случайно это слово так многозначно: «успех», «удача», «благоденствие », «благополучие». В русском языке в нем кроется главный его смысл: «сопричастность», «со­пряженность одной человеческой судьбы с другими людскими судьбами». Мало человеку простого благополучия и удовольствия. для счастья. Школа распахивает перед ребенком мир познания, приобщает к труду. А с чего начинается воспитание в семье? С улыбки родителей, в семье ребенок учится чувствовать и понимать чувства других людей.

Дом, семья... человек может иметь хорошую квартиру, большую семью, но не создать домашнего очага, того маленького мира, где каждый всем дорог и нужен. Говорят, на кры­шах счастливых домов аисты вьют гнезда, потому что в этих домах вы­растают хорошие дети.

Ученик:

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,

Желаю теплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней

Уважаемые родители!

- Как можно больше времени проводите вместе со своей семьей, обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, со­ветуйтесь друг с другом. Не бойтесь попросить совета у ре­бенка - это только сблизит вас.

Обсуждайте возникшую проблему спокойно. Доверять вам будут, если будете способными понять, сопереживать.

Не скрывайте любовь к своему ребенку. Старайтесь, чтобы его друзья бывали у вас дома, надо знать, с кем он дружит.

Помните, что ребенок - это гость в вашем доме, который со временем покинет отчий дом. Поэтому воспитывать его надо так, чтобы он не забывал свою семью.

Нужно чаще бывать в школе, интересоваться его школь­ными делами.

Познакомить со словами Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы бу­дете ими».

Учитель:

Я от души благодарю всех, кто принял участие в празднике. От всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту. Будьте счастливы!

Семейный вечер

«Не нужен клад, коли в семье лад».

(посвящен году социальной поддержки семьи)

Учитель Сафиуллина Зумара Минигалиевна,

МОУ СОШ с. Никифарово МР Альшеевский район РБ.

Цели:

1. Воспитание чувств любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.

2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, усиление роли семьи в воспитательном процессе.

Оформление и плакаты:

1. Составление учениками генеалогического древа сво­ей семьи, оформление выставки «Кто мы? Откуда мы?».

2. Оформление фотовыставки «Загляни в семейный аль­бом» (интересные кадры из фотоальбомов учеников).

3. Сочинения учащихся на темы: «Моя семья».

4. Плакаты: 1) «Без хороших отцов нет хорошего воспитания,

несмотря на все школы» Н. Карамзин

2) «Счастлив тот, кто счастлив дома». Л. Н. толстой.

3) Каково на дому, таково и самому.

Литература.

5. Журнал «Воспитание школьников», №4-1998г.

6. Журнал «Классный руководитель», №5-2000г.

7. Родительские собрания. Волгоград,2006г.

8. «Башкортостан укытыусы һ ы», №3- 2006г.

Родился человек. Независимо от того, принес его аист, или он просто родился в родильном доме, он сразу же попадает в сложную сеть социально-нравственных отношений. А все начинается с семьи. Семья - начало всех начал, в ней истоки и характера человека, и мироощущения, представления о плохом и хорошем, перерастающие в устойчивую систему ценностных ориентиров.

Учитель. Семья - это мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры. Ребенок – это зеркало семьи, в нем отражаются положительные и отрицательные качества родителей. Цель семьи - сформировать гармонически развитую личность. Успех зависит от общих целей, деятельности членов одной семьи. А цель - сотворение семейного счастья... Задача родителей – дать ребенку счастье. Драматуг Розов говорил: «Счастье – это отсутствие всяких несчастий». Счастье каждый понимает по-своему. Счастью учатся в детстве.

Учитель . Как вы понимаете, что такое счастье? (Отвечают учащиеся).

Учитель. Как сказал Л. Толстой, все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые - несчастны по-своему. Как вы считаете, в чем причина несчастий некоторых семей?

Учащиеся отвечают: безответственность, финансовые затруднения, пьянство, наркомания и т. д.

Нужен ли сегодня молодежи опыт старших поколений?

Влияет ли количество детей на кре­пость семьи?

Что такое "честъ семьи"?

Какие семейные традиции передают­ся из поколения в поколение?

Что является главной основой се­мейного счастья?

«Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат великому рус­скому писателю. Смысл их широкий: писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье взрослые, помогая детям стать увлечен­ными, деятельными, гармонично разви­тыми людьми. Семейное счастье, благо­получие семьи рождаются, когда роди­тели и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. В родном доме ребенок развивается, обогащается жизненным опытом. Гармонично разви­тым ребенок может вырасти только в такой семье, где есть отец и мать, кото­рые являются самыми близкими, самы­ми родными людьми для него.

Учитель. Хранительницей домашнего очага является мать. Вспомним слова пи­сателя А. Фадеева, обращенные к моло­дым, да и не только к ним: "Оглянись же, юноша, и ты, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты в жизни больше обижал, чем мать? Не от меня ли, не от него ли, не от наших неудач и ошибок седеют наши матери (а ведь придет час, когда все это мучительным упреком обернется...)......Мама, мама, прости меня, потому что только ты, только ты одна на свете мо­жешь прощать все это...".

Учитель. Дорогие мамы! Ре­бята! Каждую секунду в мире рождается 3 человека. С первого дня ребенка мать жи­вет его дыханием, его слезами, улыбками. Любовь к малышу своему для нее также ес­тественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает всю жизнь ребенка. Каким величественным является миг, когда мать кормит только что родившееся свое дитя!

Мать не только не­досыпает ночами, волнуется и печется, чтобы ребенок был сыт, здоров, жизнера­достен, счастлив. Мать - это окно в боль­шой мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца. Мать - чудо мира. Своей бесконечной го­товностью к самопожертвованию она вну­шает ребенку чувство надежности, защи­щенности. А сколько мудрых и добрых слов сказал народ о матери в пословицах и по­говорках! (Учащиеся приводят пословицы и пого­ворки о матери).

Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем глубокую сыновнюю любовь и благодар­ность. А ведь ничто так не согревает душу матери, как добрые, ласковые слова сына или дочери.

Ученик. Не желая того, мы часто обижаем наших матерей. Пренебрегаем их советами, не уважаем их при­вычек, вкусов. Для многих мать вовсе не авторитет. За советом идут к другим, а за утешением к матери. Да, мать всегда разделит наше горе. Но ведь и счастье наше хочется ей разделить. Мы должны научиться уважать мать с раннего дет­ства.

Учитель: Велика роль матери в воспитании детей, но в то же время, я считаю, особое внимание необходимо уделять роли отца, его учас­тию в воспитании на семейных тради­циях. Поэтому сегодня на уроке речь пойдет и об отцах.

В башкирских, русских семьях отцы пользовались большим уважением. Тра­пеза не начиналась без отца, ему перво­му подавали еду. Ребенок не имел права перебивать разговор взрослых, спорить с отцом.

Мы носим фамилию отца, отчество у нас по имени отца, он дал нам жизнь. Отец близкий, родной нам человек, его роль в нашей жизни значительна.

Без чего мы бы не смогли жить? Без хлеба. Получается, что эти два слова связа­ны друг с другом. Подтвердим это при­мером: «Земля-матушка, хлеб-батюшка» )

Об отцах есть очень много пословиц. Какие пословицы вы подобрали? Объясните, какой поучительный смысл содержится в них?

*Каков отец, таков и сын.

*Не став отцом, цену отца не узнаешь.

*У кого есть отец, у того есть защита.

*Имеющие отца - имеют опору.

*Рука отца страну прокормит.

Какие ассоциации возникают, когда мы произносим слово «отец»?

Кем является отец для вас? (Он родитель, кормилец, добытчик, защитник, опора, глава, хозяин, наставник, воспитатель, советчик, помощник, друг, собеседник и т. д.)

Нужен ли отец в современной семье? Нужен, так как авторитет и влияние отца имеют большое значение для становления личности не только сына, но и дочери, отец вносит в семью никем не заменяемый вклад.

У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спраши­вают: «Отец, мать живы-здоровы?» Если ответите «да», собеседник скажет: «Оказывается, ты самый богатый на этом белом свете».

«Да, наши родители - наше богатство. Чтобы это бо­гатство не ушло от нас раньше времени, мы с честью должны выполнять свой сыновний долг». (Т. Малик.)

У отцов и матерей всегда есть чему учиться. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями за то, что они подарили нам жизнь.

Учитель : А как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые?

Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, Человек обладает генеалогической памятью. Память - то, что связывает нас со своими корнями. Память противостоит унич­тожающей силе времени. Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. (Учащиеся показывают свои домашние заготовки - рисунки генеалогических деревьев)

Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как I у Александра Сергеевича Пушкина. У кого-то на дереве 16-20 листочков, но и они говорят о большой проделан­ной работе. А самое роскошное дерево получилось у Султановой Маргариты. Мы все были удивлены твоим результатом, и нам бы хотелось услышать о том, как ты работала.

Маргарита: Мое генеалогическое древо включает 44 имен. Над его составлением я работала долго, и мне, конечно же помогала мама. Мы с ней целый день опрашивали по телефону своих многочисленных родственников, даже из других городов. Мне было очень интересно, тут и родственники заинтересовались составлением моего дерева.

Учитель: Не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих род­ственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми. О своих родных вы писали в сочинениях, и теперь, я думаю, вы поделитесь вашими мыслями.

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь я хотела бы погово­рить о следующей традиции. Издревле на Руси существо­вал обычай: представители одной семьи занимались од­ним видом деятельности, передавая свое мастерство, свои навыки из поколения в поколение. Так рождались динас­тии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, стро­ителей, артистов, учителей...

В нашем селе тоже есть знаменитые династии учителей. Например у Абдуллиной Йолдоз. Зачитай, пожалуйста, Йолдоз, строки твоего сочинения.

1. Конкурс «Кто это?» . Вопросы:

1. Брат жены. (Шурин.) 2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.) 4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща.) 6. Отец жены. (Тесть.)

7. Мать мужа. (Свекровь.) 8. Отец мужа. (Свекор.)

9. Дочь брата или сестры. (Племянница.) 10. Брат отца или матери. (Дядя.)

11. Сестра отца или матери. (Тетя.) 12. Матери жены и мужа. (Сватьи.)

2. Конкурс пословиц. (Объяснить значение следующих пословиц).

1. На что клад, коли в семье лад. 2. В семье и каша гуще.

3. Вся семья вместе, так и душа на месте. 4. Яблоко от яблони недалеко падает.

5. Согласную семью и горе не берет. 6. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

7. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

8. Дружная семья и землю превращает в золото.

3. Т ест. «Знаете ли вы своих РОДИТЕЛЕЙ?»

Вопросы к тесту: 1. Любимый цвет ваших родителей 2. Любимый праздник?

3. Сколько лет вашим родителям? 4. К какому знаку зодиака он относится?

4. Минута откровения. А сейчас для всех звучит вопрос: «Когда в последний раз вы дома слышали комплимент в свой адрес?» Или даже проще: «Когда вам говорили хорошие, приятные слова? Не льстивую похвалу, а самые обычные, доброжелательные слова?» Нам всем катастрофически не хватает этих слов в общении друг с другом, а в семье тем более. А ведь, если откровенно, без них нам плохо. Жизнь-то у каждого из вас далеко не безоблачная. Мы знаем, что такое обиды, горечь, разочарования. А доброжелательность? Умеем ли мы произносить добрые слова в адрес друг друга? Взяв в руки цветок или открытку сказать слова любви и нежности близкому человеку и подарить ее.

Ученик :

Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что пас примет с любовью и нежностью

Наша пристань родительский дом.

И пускай наше детство не кончится,

Хоть мы взрослыми станем людьми,

Потому ч го родителям хочется.

Чтобы мы оставались детьми.

Поклонись до земли своей матери,

И отцу до земли поклонись,

Мы с тобою в долгу неоплаченном,

Свято помним об лом всю жизнь.

Учитель: Семья зарождается на чувстве любви двух, которые становятся мужем и женой; на их любви и согласии держится все семейное здание. Производная этой любви - родительская любовь и любовь детей к родителям.

Мы хотим своим детям счастья. Но не случайно это слово так многозначно: «успех», «удача», «благоденствие», «благополучие». В русском языке в нем кроется главный его смысл: «сопричастность», «со­пряженность одной человеческой судьбы с другими людскими судьбами». Мало человеку простого благополучия и удовольствия. для счастья. Школа распахивает перед ребенком мир познания, приобщает к труду. А с чего начинается воспитание в семье? С улыбки родителей, в семье ребенок учится чувствовать и понимать чувства других людей.

НА ЧТО И КЛАД, КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД

1. УЧИТЕЛЬ: Ребята мы с вами читали стихи и рассказы разных авторов о детях и родителях, о дружбе и взаимопонимании в семье. Сегодня мы поговорим о прочитанном, вы услышите рассказ о традициях русских семей, познакомитесь с новыми книгами, поделитесь впечатлениями о тех книгах, которые прочитали самостоятельно.

Объясните смысл пословиц:

На что и клад, коли в семье лад.

При солнышке тепло, при матери добро.

Вся семья вместе, так и душа не месте.

Материнская ласка конца не знает.

Запомните, какие пословицы сложил русский народ о семье:

Братская любовь крепче каменных стен.

Изба детьми весела.

У милого дитяти много имен.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец – матери.

2. БИБЛИОТЕКАРЬ: Давно подмечено – дома и стены помогают. Родительский кров - дом, где вы родились, и живет ваша семья – самое главное место в вашей жизни, место, куда вы всегда будете стремиться, где бы вы ни жили, как бы далеко ни уехали.

С родительским домом связано много сказок и легенд. Помните, как в сказках называют жилище?

Изба, избушка, избенка. А позднее появились терема, палаты, хоромы, шатры. Рядом с ними всегда стоит баня, сарай, амбар, овин, хлев, конюшня, птичий двор. В избе главное – печь, потом лавки резные, полати.

Отчий дом начинается с порога. К нему у многих народов особое отношение. Считалось, что у порога водятся духи предков. Потому и боялись в народе потревожить их покой – ступить ногой или сесть на порог.


В сибирские избы, из-за низкой притолоки, приходилось входить с поклоном. Считалось, что этот поклон – не только хозяевам дома, но и домовому, хранителю домашнего очага. Давным-давно жили себе люди, детей растили, хлеб сеяли. скотину держали. И вот стали они примечать, что в одном хозяйстве и кони хороши, и коровы больше молока дают, и дети не болеют, и. за что хозяева ни возьмутся, все у них получается, будто помогает кто. А у соседа – беда за бедой: то лошадь захромает, то хорек повадится в курятнике кур таскать, то соберется хозяин в лес по дрова – топор никак не найти. Ох, неспроста это! Видать, живет кто-то в доме невидимый, видать, домовой поселился. Только так его никто не называет: еще обидится, зовут его уважительно: "дедушкой", "хозяином". Он ведь в доме и раньше жил, еще при дедах и прадедах – он самый старший. Шустрый дедка, а все же кое-кто успел-таки его подсмотреть роста он малого, о пенек, на человека похож, только шерстью оброс. Борода длинная седая. И будто уши у него длинные, мохнатые. Любит он тепло и уют, поэтому живет в уголке за печкой, дремлет там до вечера. А как все в доме уснут, старый хозяин выйдет, весь дом обойдет, где непорядок заметит – поправит. И курятнике кур пересчитает, зерна им подсыплет. Нрав у дедки веселый, ему бы все проказничать и шутить. Может он ночью лапой мохнатой погладить, а то ущипнет или сонного с лавки столкнет. А то навалится на сонного всем телом, не пошевельнуться, но если не испугаться и спросить: "К добру или к худу?" – тут. говорят, и голос его можно услышать, глухой, тихий, будто листья шелестят.

Новый дом без домового – пустой, необжитый. Да еще вдруг чужак домовой поселится, кому не жаль хозяев и добра их. Вот и станет он куролесить, все дела портить, хозяев из дому выживать. Новоселье – это новая жизнь, и надо, чтоб она была хорошая. Вот и впускали хозяева в новую избу сначала петуха и кошку, чтоб они всю нечисть за собой увели, а за ними и хозяева входят. И старого своего домового зазывают в новый дом, приговаривая: "Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье". Потому что верят, что он принесет в новый дом частицу старого уюта, память о предках, как бы передавая все хозяйство под их защиту. Ведь предки – это семья. Переезжая в новый дом, надо было горячие угольки из старого очага перевести в новый очаги и там развести из них огонь. Тогда и домовой перейдет в новый дом, и жизнь семьи будет благополучной.

Отчий дом – это не только тепло родного очага, рядом с которым и жизнь, и дело спорится, но и целый мир семьи со своим особым душевным настроем, своеобразными традициями, которые складывались долгие годы, которые впитывались с молоком матери.

Что такое семья? Слово это понятно всем, как хлеб и вода. Оно впитывается с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, это бабушки и дедушки. Это – любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Я расскажу вам одну легенду.

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, то он спросил Старца, главу семьи: "Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?" Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правители. Тот быстро прочитал и удивился: на листа было начертано сто раз одно и то же слово: "понимание".


До сих пор в деревенских домами на стенах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. А в центре этого “иконостаса” на видном месте – увеличенные портреты глав семейства: отца и матери.

“Родители” и “Родина” – слова одного корня. Это святые слова помогают полюбить, понять родной язык, родную природу, традиции своего народа.

С давних времен людей волновали вопросы семейных взаимоотношений . В XVI веке в России появилась книга, где давались поучения и наставления как себя вести и мужу, и семье, и детям. Книга “Домострой”.

Вот что написано в главе, которая называлась “Как детям отца и мать любить и беречь и повиноваться им и утешать их во всем”.

В старину труд членов семьи распределялся очень тщательно, в зависимости от пола, возраста, склонностей. Главное, все делали то, что им было по силам. Главный в семье – хозяин – старик – отец взрослых женатых сыновей. Подчинялись ему беспрекословно. Никто с ним не спорил, а старплся сразу выполнить то, что он говорил. Все его внимательно слушали, не перебивали. А если он входил – все почтительно замолкали. Встав рано, в три часа, боялись, что не успеют все сделать.

4. Сообщения учащихся о прочитанных самостоятельно книгах.

5. БИБЛИОТЕКАРЬ: Рассмотрим выставку. Здесь стоят книжки, лучшие произведения русской литературы , в которых мы прочтем, как складывались и жили семьи. Все вы знаете сказку "Аленький цветочек". Написал ее Сергей Тимофеевич Аксаков. Он же написал книгу "Детские годы Багрова-внука", где описал свое детство, историю своей семьи. Сергей Тимофеевич был хороший семьянин, любил детей и внуков. В письмах к своим сыновьям он называл их “мой сын и друг” и сам подписывался “твой друг и отец”.

А вот книги Льва Николаевича Толстого. Он был главой большой семьи – у него было 15 детей. Его жена, Софья Андреевна, была хозяйкой большого дома, настоящей хранительницей семейного очага. Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, мастерит им куколки и ругает, если промочены ноги. Но ребятам не было.известно, что ночам она просиживает над рукописями отца, что она много раз переписывает рукописи его романов. Дети были уверены, что мама не может хворать или быть не в духе. Ведь она живет для них: для Тани и Сережи, Илюши и Леши, для всех их братьев и сестер. Сын Сергей вспоминал, что Лев Николаевич никогда не ласкал детей. не целовал их, не говорил ласковых слов. но они всегда чувствовали его любовь. У них было особое к нему отношение. Отец не приказывал, но его совет беспрекословно выполнялись. Глаза у него били пронзительные, трудно было выдержать их взгляд и трудно было им солгать. Он никогда их не наказывал – он только пристально смотрел, и это было сильнее наказания. Наказать он мог тем, что не обращался к провинившемуся, не брал с собой на прогулку. А в прогулке была главная радость детей – Лев Николаевич ходил с ними по хозяйству, на охоту, в лес, чтобы что-то рассказать, чему-то научить, любил делать с детьми гимнастику.

И рассказы Толстого для детей часто посвящены семейным отношениям. рассказывают о жизни разных семей. Это известные вам “Рассказы из Азбуки”.

УЧАЩИЕСЯ по иллюстрациям вспоминают содержание знакомых рассказов. Это и другие рассказы о детях, например, “Косточка"” (чтение и обмен впечатлениями).

6. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Приложение

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Был на квартиру налет?

К нам заходил бегемот?

Может быть, дом не наш?

Может, не наш эта квартира?

Просто приходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

– Значит, это не обвал?

– Значит, слон у нас не танцевал?

– Очень рада.

Оказалось,

Я напрасно волновалась!

Н. Саконская. Разговор о маме

Если был бы я девчонкой –

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал.

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог f

Мама сразу бы сказала:

"Молодчина ты, Сынок!"

Э. Успенский. Все в порядке

Я маму мою обидел,

Теперь никогда – никогда

Из дому вместе на выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

И я ей не помашу.

Она ничего не расскажет,

И я ей не расскажу...

Возьму я мешок за плечи

Я хлеба кусок найду,

Найду я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,

Я буду искать руду

И через бурную реку

Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник.

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой...

И вот будет вечер зимний.

И вот пройдет много лет,

И вот в самолет реактивный

Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья

Тот самолет прилетит,

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит.

З. Мошковская

Брошен небрежно

На снинку кровати

Старый, потрепанный

Мамин халатик.

Я подаю его

Бережно маме,

А почему –

Догадаетесь сами:

Если наденет

Халатик цветной,

Значит, весь вечер

Пробудет со мной.

Г. Лемыкина. Мама

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех занятиях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне дюбо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

чудесного творят:

Ласкают, вяжут, метят,

все что-то мастерят.

Ко сну ночник засветят

И тут замолкнут вдруг.

Нежнее нет на свете

И нет добрее рук.

Л. Квитко. Бабушкины руки

У меня есть дедушка.

Как зима седой.

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Много знает дедушка

Былей-небылиц

Про луну и солнышко,

Про зверей и птиц.

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ.

А не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет.

Р. Гамзатов. Мой дедушка

Любили тебя без особых причин

За то, что ты внук,

И за то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За те, что растешь,

За то, что на папу и маму позой.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Платьев у мамы В этом уходит

Ну прямо не счесть. Она на завод.

Синее есть В этом в театр

И зеленое есть, И в гости идет.

Есть голубое В этом

с большими цветами Занята чертежами...

Каждое служит Каадое служит

По-своему маме. Пв-своему маме.

Похожие публикации