Знакомство с народными игрушками 2 младшая группа. Конспект занятия во второй младшей группе. Русская народная игрушка «Матрешка. литература, интернет - ресурсы
Согласно программе «От рождения до школы» продолжается знакомство детей с народной культурой и творчеством: песнями, сказками и игрушками. Воспитатель уделяет внимание детей расширению представлений о народной игрушке, расширяет и обогащает словарь детей по данной теме. Согласно ФГОС ДО, тема народной игрушки просматривается во всех образовательных областях. Итогом недели становится инсценировка сказки «Пых» и украшение коня — качалки дымковскими узорами. Подробное описание бесед, познавательных игр, речевых и дыхательных упражнений, подборку игр по художественно-эстетическому развитию вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Народные игрушки».
Социально-коммуникативное развитие
Педагог рассказывает детям о профессии медсестры, организует сюжетно-ролевые игры, решает с детьми проблемную ситуацию «Что будет, если…», что способствует социально-коммуникативному развитию детей.
Познавательное развитие
Воспитатель предлагает детям разнообразные задания с пуговицами для развития восприятия и умения выкладывать по образцу, организует самостоятельную деятельность с магнитами. Это позволяет решать задачи познавательного развития так же, как и игры «Когда это бывает», «Геометрическая мозаика».
Речевое развитие
Для речевого развития взрослый подготавливает детей к инсценировке сказки «Пых» рассказывает о народных игрушках, побуждает грамотно высказывать свои мысли, правильно сочетать разные части речи.
Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития запланированы просмотр презентации «Конь-качалка», роспись игрушки, слушание народных песен и разучивание игры «У дядюшки Якова».
Физическое развитие
Продолжается физическое развитие. Дети закрепляют правила знакомых игр, повторяют слова. Педагог беседует с детьми о пользе молока и молочных продуктов, развивает дыхательную систему.
Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | С.р. игра по выбору воспитателя. Цель: способствовать закреплению игровых навыков в с.р. играх «Доктор», «Семья», «Детский сад», «Парикмахерская». | Рассказ воспитателя о народных праздниках. Цель: расширять представления о праздничной культуре. | Упражнение «Волшебный мешочек» (народные игрушки). Цель: обогатить словарь детей названиями народных игрушек. | Просмотр презентации «Народная игрушка — конёк». Цель: расширять представление детей о старинных игрушках, активизировать словарь — каталка, качалка. | Беседа «Что даёт нам корова». Цель: расширять представления детей о пользе молочных продуктов. |
Про-гулка | Физминутка «Деревянная лошадка» Е. Ковина. Цель: продолжить приобщать детей к русской народной культуре через литературу. | Наблюдения за птицами. Цель: формировать знания о повадках птиц. | Рассказ воспитателя о том, из чего делали народные игрушки. Цель: обогащать словарь детей. | Внесение народной игрушки «Петрушка» в театральный уголок на веранде. Цель: рассмотреть новую игрушку. | П.и. «Ручеёк». Цель: познакомить с народной игрой. П.и. «Извилистая тропинка». Цель: формировать умение двигаться в колонне, повторяя движения ведущего. |
ОД | |||||
2 п.д. | Упражнение «К нам гости пришли». Цель: познакомить детей со способами выражения приветствия (здравствуйте, добрый день, проходите, я так скучал, без тебя было скучно и т.д.). | Игры с пуговицами «Выложи узор», «Выложи картинку», «Продолжи ряд» и т.д. Цель: развитие сенсорики и мелкой моторики. | Чтение А. Алфёров «Март». Цель: обсудить стихотворение. | Конструктивно-модельная деятельность «Ворота». Цель: продолжать учить детей делать перекрытия в постройке по показу или образцу. | Физминутка для глаз «Солнышко и тучи». Цель: укреплять глазные мышцы. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Беседа о работе медсестры. Цель: продолжить знакомство с профессиями, формировать уважение к труду взрослых. | Игра с блоками Дьенеша «Выложи дорожку». Цель: развивать логическое мышление. | Упражнение «Магазин». Цель: упражнять в употреблении существительных в винительном падеже. | Рассматривание картины А. Бак «Мальчик на лошадке». Цель: продолжить знакомство с игрушкой конь-качалка. | Упражнение «Жучки». Цель: развивать умение передвигаться на четвереньках. |
Про-гулка | Оформление альбома «Народная игрушка». Цель: приобщать детей к народной культуре. | Наблюдение за проезжей частью дороги. Цель: расширять представления о транспорте. | Проговаривание чистоговорок. Цель: развитие фонематического слуха и способности к звукоподражанию. | Д.и. «Выложи орнамент» Цель: развивать чувство формы, умение ориентироваться на листе. | П.и. «Кто дальше бросит». Цель: упражнять детей в метании. П.и. «Извилистая тропинка». Цель: порадовать детей, формировать умение двигаться в колонне, повторяя движения ведущего. |
ОД |
Сазонова Светлана Александровна,
воспитатель 1 квалификационной категории
МАУДО «Детский сад Солнышко»
п. Туртас Уватского муниципального района
Паспорт проекта
Вид проекта: краткосрочный.
Время реализации проекта: 15.01 - 19.01.2018 год
Участники проекта: педагоги, родители, дети.Целевая группа: воспитанники первой младшей группы «Пчелки».
Основание для разработки проекта: расширить представление детей о народных игрушках.
Актуальность проблемы
Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности; игрушки учат общению и познанию себя. Сами по себе игрушки ничего не будут значить, если малыш не знает, как и во что с ними играть.
В 2-3 летнем возрасте дети многие игрушки используют не по назначению или вообще не играют с ними. Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством(песенки, потешки и др.)
Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством(песенки, потешки и др.)
Задачи:
Формировать представления детей о русской народных игрушках: Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка. Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при выборе народной игрушке к определённым игровым ситуациям. Воспитывать интерес и бережное отношение к народным промыслам.
Ожидаемые результаты:
Имеют представления о русских народных игрушках - Неваляшке, Петрушке, Матрёшке.
Бережно относятся к окружающим предметам и игрушкам. Используют потешки в определённых жизненных ситуациях, в играх.
назначение
Обогащение знаний детей младшего дошкольного возраста об народных игрушках и их предназначении. Активизация словаря.
Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к отечеству, и эта любовь
дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д.Ушинский
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Нашим детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности. С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. Поскольку народная игрушка с её чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам, и способствует развитию его личности.
Проект был разработан и реализован в рамках тематической недели «Наши любимые игрушки, игры и занятия». Состоял он из трех этапов:
I этап - подготовительный Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта. Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр. Раскраски по теме «Народная игрушка». Подбор методической и художественной литературы по теме «Народная игрушка»
Изучение и подбор материала. Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр.
Составление тематического планирования.
II этап - основной
Беседы: «Зачем нужны игрушки?», «Из чего сделаны игрушки?», «Магазин игрушек», «Народная игрушка». Выставка книг «Народные игрушки». Проведение дидактических игр: «Найди по описанию», «Один – много», «Что изменилось?», «Расставь по величине», «Чудесный мешочек». Рассматривание иллюстраций в альбомах
Проведение дидактических игр «Один – много», «Сложи матрешку», «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит».
Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек, рассматривание иллюстраций книг.
НОД по лепке «Сарафан для Матрешки».
НОД по аппликации «Неваляшка».
НОД по рисованию «Украсим Дымковскую лошадку».
Интегрированное занятие «Петрушка – веселая игрушка».
Папка передвижка «Игрушки в жизни ребенка» (консультация для родителей).
III Заключительный
- Мини – музей «Моя любимая игрушка».
- Развлечение «Народные игрушки – Матрешки, Неваляшки, Петрушки».
Назначение проекта обогащение знаний детей младшего дошкольного возраста об народных игрушках и их предназначении.
Работа над проектом отражена в презентации:
литература, интернет - ресурсы:
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,испр.и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.
http://www.10ruk.ru./obuch.htm 
- Русская народная игрушка Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-мтодическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 304 с.: ил.
http://www.insmolensk.ru/ - эскизы кукол
http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm Русская народная игрушка
http://perunica.ru/tradicii/1527-russkie-o... Русские обряды и традиции. Народная кукла
http://letopisi.ru/index.php/Берегиня народная кукла - Letopisi.ru
http://oxanafa.ru/narkykla/ Народная кукла » Рукоделие и творчество.
Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004887
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Цель: продолжать знакомить с историей русской матрёшки; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду. Развивать речь, моторику, бережное отношение к игрушкам. Развивать восприятие величины, умение ориентироваться в величине предметов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие НОД по формированию целостной картины мира по теме: «Народная игрушка – Матрёшка» во второй младшей группе.
Цель: продолжать знакомить с историей русской матрёшки; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду. Развивать речь, моторику, бережное отношение к игрушкам. Развивать восприятие величины, умение ориентироваться в величине предметов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением русской матрёшки; рассматривание альбома «Русские игрушки». Беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров.
Материал: иллюстрации разных матрёшек, матрёшки одинарные на каждого ребёнка, матрёшка большая.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Я вам загадаю загадку, а вы если отгадаете, то узнаете, кто к нам в гости пришёл.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ну-ка отгадайте без подсказки, кто же это?
Дети: Молодцы, правильно Матрёшка.
Воспитатель: Матрёшка – это особенная игрушка. С ней можно играть, разбирать и собирать. Матрешки служат украшением для интерьеров. Матрёшка - это кукла с секретом. Постепенно она становится русским символом. Первую матрёшку сделал старый японский мастер. Родина Матрёшки – Япония.
Художник С.В.Малютин сотни лет назад расписал первую из них в России.
Наряд у русской матрешки может быть самым разнообразным. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха.
По росписи можно узнать место рождения матрешки.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко.
Ну, а в ней - еще немножко.
Ну, а в ней - матрешка-крошка.
Ну, а в крошке - никого.
Их четыре же всего.
Воспитатель: Как зовут этих сестренок? Дети: Матрёшками.
Воспитатель:
В матрешке - матрешка.
В матрешке - матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть.
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая -
И вырастет сразу матрешка большая
.
Игра «Расставь матрёшек по росту». Воспитатель: Все сестры Матрёшки, а чем они отличаются?
Они отличаются друг от друга формой и росписью. Это зависит от места ее изготовления. В каждой местности есть свои изюминки в росписи, свои отличии в цветах и форме матрёшки.
Дети: формой, росписью.
Воспитатель: Захотят Матрёшки спрятаться, ни сразу их найдешь. Стоит одна. Где же остальные?
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Найди Матрёшку». Я буду прятать, а вы мне говорить, где она.
Воспитатель: А вы знаете, как делают Матрёшку?
Дети: делают из дерева заготовку и расписывают её.
Воспитатель: Правильно, сначала нужно сначала дерево высушить, а потом вырезали или выпиливали из него, с помощью специальных инструментов, а только потом начинают расписывать её узорами. Для изготовления матрёшки требуется особая технология. При росписи матрёшки необходима определённая последовательность . Вытачивают и расписывают игрушки люди добрые и веселые. По-другому и быть не может: игрушка-то радостная.
Физ. минутка:
" Матрёшки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: К какому выводу мы пришли?
Родина матрёшки?
Дети: Япония.
Воспитатель: Для изготовления матрёшки требуется?
Дети: особая технология.
Воспитатель: При росписи матрёшки необходима определённая последовательность.
Благодаря русским мастерам, матрёшка стала одной из любимых игрушек детей и взрослых. Спустя более 120 лет она пользуется большой популярностью – стала символом России.
У матрёшки есть свои отличительные особенности: форма и роспись. Мастера разных русских городов внесли в роспись матрёшки своё цветовое оформление.
Мельникова Наталья Геннадьевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №1" г.о.Самара
Населённый пункт:
Самара
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
НОД. Интегрированное занятие во второй младшей группе "Русская народная игрушка - матрешка"
Дата публикации:
16.02.2016
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1» г.о. Самара
НОД
интегрированного занятия
во второй младшей группе
«Русская народная игрушка - матрешка»
Составила и провела
Воспитатель МБДОУ №1(корпус 3)
Группа№39 «Колосок». 20.01.2016г
Мельникова Наталья Геннадьевна
Самара 2016 год.
Цель
: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка.
Образовательные области:
Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности
:
Коммуникативная, познавательная, игровая, продуктивная
и двигательная.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать
- расширению знаний о русской народной игрушке – Матрешка.
Развивающие:
Способствовать
- развитию речи детей и мелкой моторики рук при рисовании.
-формированию
умений
выбирать
цвета,
правильно
держать
ватную
палочку,
закрашивать рисунок, не выход за контур,
умению сравнивать матрешки, находить
сходства.
Воспитательные:
Способствовать
-
воспитанию
интереса
к
народной
игрушке,
воспитанию
самостоятельности,
аккуратности.
Материал и оборудование:
Большая матрешка, карточки с изображением матрёшек, бумажные силуэты матрешек,
гуашь
и
ватные
палочки,
репертуар
«Мы
веселые
матрешки»,
презентация
«Русская
Матрешка»
Предварительная работа:
Дидактическая игра, «Какой матрёшки не стало»; чтение стихотворений о матрешке
«Матрёшка» С.Я Маршак, А.Кулешова «Кукла славная - матрёшка»; отгадывание загадок;
рассматривание матрешек; беседа «Эти русские матрёшки»; слушание песни «Мы веселые
матрешки».
Тема недели:
«Народная игрушка. Народно - прикладное искусство»
Тема занятия: «Русская народная игрушка - Матрёшка»
План
Этапы НОД
Действия детей.
Желаемый результат.
1. Организационно-
сюрпризный момент:
Отгадывание загадки, внос
матрёшки.
-
Д е т и
в к л юч а ю т с я
в
деятельность,
- отгадывают загадку,
- рассматривают карточки с
матрёшками, сравнивают.
-Мотивация детей на
ознакомительную
деятельность.
-Создание эмоционального
настроения.
Презентация «Русская
матрешка»
-Слушают «сказку»
воспитателя о
происхождении матрешки,
сидят на коврике, держат
спинки ровно.
-Отвечают на вопросы
-Матрёшка - деревянная
игрушка в виде расписной
куклы;
-имеет овальную форму;
-состоит из двух частей;
-кукла, в нутрии которой
находятся подобные ей
куклы меньшего размера.
Игра « Гори – Гори ясно…»
Проговаривают слова игры
и выполняют действия по
тексту игры, повторяя
движения за воспитателем и
товарищами.
Эмоциональное настроение
Изобразительная
деятельность.
Рисование «Узор для
Матрёшки»
Бумажные силуэты
матрешек, гуашь и ватные
палочки на каждого ребенка.
Выполняют творческую
работу: ватными палочками
закрашивают фон рисунка
гуашью, не выходя за
контур; следят за качеством
цветового решения;
выполняют правила
безопасности работы с
ватными палочками.
-Готовые работы детей.
-Эмоциональное
настроение детей.
Музыкальная
физкультминутка.
«Мы весёлые матрёшки…»
-выполняют танцевательные
движения по тексту,
повторяя движения за
воспитателем.
-эмоциональное настроение.
Рефлексия
Отвечают на вопросы
воспитателя и выражают
своё отношение к занятию
цветом бусинок.
положительное отношение
детей к занятию.
Содержание организованной деятельности детей
1.
Организационно-сюрпризный момент.
Звучит русская народная мелодия.
Ребята, в гости к нам идут подружки.
Все похожи друг на дружку.
В сарафанчиках цветных,
Да в платочках расписных.
Только разные по росту,
А зовут их очень просто.
Помогите отгадать,
Как подружек этих звать? (Матрёшка)
- Молодцы, ребята, отгадали (Достаю большую матрёшку)
-Ребята, покажите мне ту картинку, где нарисована Матрёшка. (Дети выбирают картинки с
изображением Матрёшки и показывают)
2. Просмотр презентации «Русская Матрёшка»
Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которую вы мне показали?
(Матрешка)
Кто такая Матрёшка?
Давайте посмотрим на экран.
Слайд 1 Матрешка-это деревянная игрушка.
Воспитатель. Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, как родилась матрёшка.
Садитесь
на
коврик
рядком,
слушать
сказку
ладком.
Будем
сидеть
как
настоящие
матрешки, спинки, ровные, глазки зоркие.
Слайд 2. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который
очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера
игрушки для детей делать.
Слайд 3. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным
секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платье.
Слайд 4. Веселая получилась куколка, смешная.
Слайд 5. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем
Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.
Слайд
6.
С
той
поры
для
всех
детишек
точил
забавные
деревянные
игрушки,
разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская
народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана
добрыми руками русский людей.
- Ребята, для чего нужна матрёшка? (Играть)
- Ребята, вы молодцы, как настоящие матрешки сидели, ровно спинку держали, а сейчас
давайте пригласим матрешку поиграть мы с нами.
3. Игра «Гори, гори Ясно!»
Воспитатель: Вы ребята, молодцы
Поиграли от души.
А теперь вы отдохните
На матрешку поглядите.
4.
Изобразительная деятельность. Рисование «Узор для матрешки»
(Достаю из корзины плоских матрешек-трафареты из бумаги)
-
Ребята,
посмотрите
на
этих
матрешек
и
на
нашу
Матрену,
чем
они
отличаются?
(Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)
- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые?
(Ответы детей)
- Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить
вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый
украсит узорами свою матрёшку. (Дети самостоятельно наносят узор ватными палочками).
Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.
Давайте для них станцуем танец.
5.Музыкальная Физкультминутка «Мы веселые матрешки»
(дети выполняют движения под музыку)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
6. Рефлексия.
- Какие вы молодцы, ребята!Вам понравилось, как мы с вами знакомились с Матрёшкой?
Что вам запомнилось больше всего? А теперь, ребята, давайте украсим нашу матрешку
бусами: кому понравилось наше занятие, тот наденет матрешке красную бусину, а кому
было грустно, тот наденет синюю бусину.
- Ах, какая
нарядная получилась у нас матрешка! Поставим ее в раздевалку, пусть
встречает ваших мам.
Г. Астрахань
МБДОУ № 52 «Росинка»
Воспитатель
Федорова Ольга Павловна
Конспекты занятий
по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».
Тема: Две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка.
(2-ая младшая группа)
Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Упражнять в умении последовательно собирать разрезные матрёшки, учитывая роспись. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.
Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов-Майданские, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, пластмассовая прозрачная матрёшка, крупа: пшено и рис красный, крашенный, Дуняша – кукла, старичок-лесовичок, ТСО-музыка.
Литературный ряд: потешки, загадки, стихотворения.
Предварительная работа: экскурсия в музей ДОУ, знакомство с Дуняшей, матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости.
- Посмотрите, а кто ещё к нам сегодня пришёл в гости? Дуняша! (воспитатель обращает внимание детей на куклу) Здравствуй Дуняша! (дети здороваются)
- Ребята, Дуняша мне рассказала, что с ней к нам хотела придти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Дуняши?
Воспитатель загадывает загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
Дети: - Это матрешка.
Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Ребята, Дуняша предлагает нам с вами отправиться в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь.
Путь не близкий будет, не беда
С музыкой нам весело, хорошо всегда.
(под музыку дети идут по дорожке)
Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «старичок-лесовичок)
Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это старичок-лесовичок. Здравствуй дедушка.
-Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, старичок-лесовичок не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это?
Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать.
Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых.
Воспитатель: - Из чего делают матрёшку?
Дети: - Из дерева, молодцы!
Воспитатель: - А наши дети знают стихотворения про матрёшек.
Дети читают стихи.
Матрёшка на окошке, в ярком сарафане
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.
Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.
Воспитатель: - Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. Досвидания старичок-лесовичок. (идут под музыку, останавливаются на другой полянке)
Воспитатель: - А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: Семёновская и Полхов-Майданская)
-Ребята, это Семёновская матрёшка. (показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.
- А, это Полхов-Майданская матрёшка. (показ матрешки) По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.
-Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга? Дети: (по форме, цвету, росписи. И у них разные названия. Одна матрёшка – Семёновская, а другая Полхов-Майданская.)
-Молодцы! Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём?
-Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать портрет матрёшек. (дети собирают фото матрёшек из частей)
-Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо».
- А мы сейчас с вами отдохнём.
Физкультминутка.
Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
(Дети под музыку идут по музыку и останавливаются на полянке возле домика)
-Посмотрите, ребята, дом стоит, кто же в нём живёт? (под музыку на платформе выезжают матрёшки)
-Нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные.
-Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке, садятся и рассматривают их)
-Рассмотрели? А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек. (на двух маленьких столах стоят две большие: Семеновская и Полхов-Майданская матрешки, дети ставят своих матрёшек: Семёновские на стол, где Семеновская, Полхов-Майданские на стол, где Полхов-Майданские и садятся на стульчики)
-Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойди и собери Семёновские матрёшки, а ты собери Полхов-Майданские матрёшки. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки)
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась
Больше всех перепугалась.
-Молодцы! Ребята, а матрёшка может быть вот какой? (воспитатель показывает пластмассовую прозрачную матрёшку)
-Мы с вами вместе будем наряжать матрёшку. У меня есть пшено и красный, крашеный рис. Мы сделаем нашей матрёшке красного цвета – юбочку (1 ребёнок засыпает на дно красный, крашеный рис), а кофту мы сделаем жёлтого цвета (2-ой ребёнок засыпает сверху пшено). Вот какая нарядная матрёшка у нас с вами получилась.
-Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что смогли собрать фото матрёшек. И в подарок они хотят вам подарить своих маленьких сестёр. (воспитатель дает каждому ребенку маленькую матрешку)
Тема: Знакомство с костюмом Дуняши.
(2-ая младшая группа)
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Продолжать знакомство с куклой Дуняшей. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Уточнить с детьми, что лучший подарок друг другу – это улыбка. Развивать эмоциональную отзывчивость. Продолжать учить детей чередовать геометрические фигуры для составления узора на полосе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь.
Материал: кукла Дуняша, набор (русский народный костюм) для фланелеграфа, коробка с прорезями, иллюстрации к сказкам, сарафан, украшения для сарафана в виде геометрических фигур (красного цвета – круг, жёлтого цвета – квадрат) на каждого ребёнка, игра «Собери костюм», аудиокассета с русской народной музыкой.
Предварительная работа: экскурсия в музей народной старины ДОУ, знакомство с русскими народными потешками, заучивание потешки «Расти коса до пояса».
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что у вас сегодня хорошее настроение. Хотите, я отгадаю почему? Потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А кто такие друзья? Сколько может быть друзей? А вы дружные ребята?
-Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках? (вос-ль показывает коробку с прорезями, в которых видна картинка)
-Это коробочка. Какая-то знакомая, вы не знаете, чья это коробочка?
-Правильно, это Дуняшина коробочка, а в ней спряталась сказка. Как вы думаете, что это за сказка? (дети рассматривают картинку через прорези)
-Молодцы! Это сказка «Колосок». Это украинская народная сказка. А какие русские народные сказки вы знаете? Почему сказка называется народная?
-Правильно, потому что её придумал народ. Скажите, а кто нам рассказывал с вами сказку «Колосок»? Чья это любимая сказка?
-Да, эту сказку нам рассказывала Дуняша, когда приходила к нам в гости. А как вы думаете, если Дуняшина коробочка здесь, то где сама Дуняша? Может нам её позвать? (стук в дверь, воспитатель заносит куклу Дуняшу)
-Здравствуй Дуняша. Мы очень рады тебя видеть.
-Ребята, Дуня тоже очень рада нас всех видеть. Ей так понравилось у нас, что она решила прийти к нам сегодня в гости. Чтобы Дуня вспомнила наши имена, мы поиграем все в игру «Как тебя зовут?» (дети встают в круг, но не держатся за руки)
-Я, Ольга Павловна. Я русская. (вос-ль берёт за руку рядом стоящего ребёнка. Дети поочерёдно называют своё имя и национальность, берутся за руки, последний берёт Дуняши, получается круг)
-У нас у каждого разные имена и они все очень красивые. А ещё мы отличаемся друг от друга тем, что мы разной национальности, но мы все вместе дружим. Мы держимся за руки и тепло от наших рук, передаётся друг другу, греет нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В нашей группе стало тепло, светло и радостно.
-Садитесь на стульчики. Дуняша нам принесла, что-то интересное. Это книжка, может она со сказками? (вос-ль показывает книгу «Русский народный костюм»)
-В этой книжке рассказывается про Дуняшину одежду (вос-ль показывает книгу детям) У Дуни, так как она русская, русский народный костюм. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором. (показ)
-Повторим все вместе – это рубаха.
-Это сарафан. (показ) Он украшен красивой тесьмой. Повторим все вместе сарафан.
-На голове у Дуняши – кокошник (показ), он украшен красивыми бусами. Повторим – кокошник.
-На ногах – лапти (показ)
(каждый раз воспитатель прикрепляет на фланелеграф: рубаху, сарафан, кокошник, лапти)
-Всё вместе это русский народный костюм. А мы с вами сейчас одеваемся, так как Дуняша? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше. Люди разных национальностей живут рядом, у каждого народа есть свои песни, стихи, игры, костюмы, сказки.
-А какая у Дуняши длинная коса. У наших девочек тоже есть косы и когда мы их расчёсываем, то вспоминаем потешку «Расти коса до пояса».
-Дуняша, а ты хочешь послушать потешку?
(ребенок читает потешку)
Расти коса, до пояса не вырони ни волоса.
Расти косынька до пят все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся маму Дуня слушайся.
-Молодец! Вот какую потешку про косу, знают наши дети. Тебе понравилась? Наши дети, очень хотят с тобой поиграть. А ты хочешь? Тогда вставайте в круг.
Физкультминутка.
Вот какой чудесный дом, много есть соседей в нём.
Вот казах, а вот аварка, русский здесь и армянин.
В этом славном доме нужно жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать всех соседей уважать.
-Ребята, а Дуняша нам ещё, что-то принесла, посмотрим что это? (вос-ль показывает мешочек и достаёт оттуда настоящий сарафан) У Дуняши к нам просьба. Её пригласили в гости, но вот беда. Она попросила сшить ей сарафан, портниха его сшила, но заболела и не успела его украсить. Дуняша очень просит вас помочь ей. Поможем?
-Вот сарафан, портниха успела пришить только белую ленту, которая называется княжья лента, её надо украсить. Вот здесь в коробочке лежат украшения. (вос-ль показывает детям круг-красного цвета, квадрат – жёлтого цвета) Сейчас мы с вами будем украшать сарафан. (вос-ль одевает сарафан на девочку)
-Я первым прикреплю квадрат, а затем мы прикрепим круг, какую фигуру дальше будет прикреплять? (квадрат) (дети поочерёдно прикрепляют круг, квадрат, которые крепятся к белой ленте на липучки)
-Теперь мы с вами сядем на стулья и посмотрим, какие мы молодцы, как мы украсили сарафан. (воспитатель предлагает девочке в сарафане: покружись, покажи нам, какой сарафан стал красивый и нарядный). Как вы думаете, теперь Дуняша может идти в гости? (вос-ль снимает сарафан с девочки и отдаёт его Дуняше)
-Как мы с вами помогали Дуняше? Дуня говорит нам «Спасибо» Мы такие молодцы! Мы настоящие друзья, так дружно помогали.
-Вы рады, что помогали Дуне?
-За нашу помощь Дуня нам принесла подарок (вос-ль показывает детям коробку) Это игра «Собери костюм Дуняши».
-Мы сегодня познакомились с русским народным костюмом. Поэтому мы сможем играть в эту игру.
-На этом наше занятие окончено. Я вами очень довольна, вы молодцы!